Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Называть ли ребенка в честь дедушки, если тот прохладно относился к религии?

Темы: Грех, Заповеди, Наши родители, Почитание родителей, Праведники, Цари Израиля, Обычаи

Отложить Отложено

Барух а-Шем, у нас родился долгожданный сын. Скоро брит (обрезание), мы очень рады. Однако есть небольшая проблема: родители жены настаивают, чтобы мы назвали сына в честь дедушки жены, который недавно умер. Само по себе имя нам нравится, но только дело в том, что покойный дедушка был не совсем соблюдающим человеком и довольно прохладно относился к религии. Мы опасаемся, что, если назовем сына его именем, то это будет нехорошо для сына. Что вы посоветуете? Ури

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Ури,

Поздравляем с рождением сына, мазаль тов!

В своем вопросе Вы затрагиваете очень деликатную тему. О том, какие существуют обычаи, как называть детей, есть много материалов у нас на сайте. Действительно, есть такой обычай — называть новорожденного в честь умершего родственника. С другой стороны, имя и личность человека, в честь, которого называют, оказывает на ребенка определенное влияние. Поэтому Ваш вопрос весьма актуален.

Известно: если родители просят нас сделать что-то, противоречащее законам Торы и мудрецов, мы не обязаны выполнять такую просьбу. Однако в данном случае речь идет не о законе, а об обычаях, поэтому, возможно, стоит попробовать найти компромисс, чтобы учесть пожелание родителей, тем более, как Вы пишете, для них это очень важно.

Талмуд (Шабат 12 б) упоминает человека по имени Шевна. Тосафот[i] задаются вопросом: как могли дать такое имя обычному человеку? Ведь Шевна — это имя известного злодея[ii], а Талмуд (Йома 38 б) говорит, что нельзя называть детей в честь людей неправедных, как сказано в Мишлей (10:7): «Память праведника благословенна, а имя нечестивых сгниет». Тосафот предлагают два объяснения.

— Рабейну Там[iii] говорит, что здесь есть небольшая неточность и на самом деле речь идет о человеке не по имени Шевна, а по имени Шехна, а Шехна — имя праведника.

— Ри[iv] говорит, что имя написано верно и человека действительно звали Шевна. Просто, кроме известного злодея Шевны, был и другой Шевна — праведник. И, возможно, человека, о котором упоминается в Талмуде, назвали в честь Шевны-праведника. Тосафот говорят: по той же логике, если найдется неправедный человек по имени Авраам, это вовсе не будет означать, что отныне нельзя называть детей Авраамами, — ведь так звали нашего праотца.

Поэтому, принимая по внимание чувства родителей, можно предложить такой выход из ситуации: назвать ребенка именем дедушки, но иметь в виду другого человека с таким именем, праведника, у которого не было проблем с соблюдением мицвот (заповедей, данных евреям). Наш учитель рав Бен-Цион Зильбер говорит, что в подобных ситуациях такой совет давал рав Яаков-Исраэль Каневский (Стайплер)[v].

Да будет воля Всевышнего, чтобы рождение сына принесло в Ваш дом много радости и мира.

С уважением, Яков Шуб


[i] Термин «Тосафот» буквально означает «дополнения». Под этим названием объединены обширные комментарии практически на все трактаты Талмуда, составленные плеядой знаменитых еврейских ученых 12-14 веков, главным образом — из Франции и Германии. Отталкиваясь от классического комментария Раши, они как бы продолжают и расширяют его.

[ii] Шевна — министр финансов праведного царя Хизкияу (Хизкии —  3174-3228/ 586-532 до н. э.), замышлявший предательство: он собрал единомышленников и вступил в тайную переписку с Санхеривом, осаждавшим Иерусалим. Шевна посылал ему стрелы с записками, где писал, что жители города согласны на все условия Санхерива, а против — один только Хизкияу. Об истории Шевны см. Млахим II 18, Йешая 22 и 37, Санхедрин 26а.

[iii] Рабейну Там (ок. 4860-4931 / ок. 1100-1171) — раби Яаков бар-Меир, глава поколения мудрецов Франции, величайший из авторов комментария Тосафот, внук Раши. Прозвище «Там» — «прямой», которое получил раби Яаков, призвано напоминать о том, как был назван в Торе праотец Яаков (Берешит 25:27).

[iv] Раби Ицхак бар-Шмуэль (Ри а-Закен; умер ок. 4950 / 1190) — один из величайших авторов комментария Тосафот, глава поколения мудрецов Франции.

[v] Рав Исраэль бар-Хаим-Перец Каневский (Стайплер; 5659-5745 / 1899-1985; Белоруссия — Эрец-Исраэль) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения. Был родом из украинского городка Горностапле (Горностаевки), откуда и родилось прозвище «Стайплер» (т. е. «из Стайпля»). Автор знаменитого труда «Кеилот Яаков». Отец Рава Хаима Каневского, одного из духовных лидеров нашего поколения.

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше