Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Пришло время ненавидеть?

Темы: Ненависть, Запреты, Любовь, Время, Заповеди, Царь Давид, Установление границ, Комментарии

Отложить Отложено

Шалом! У меня вопрос. Пишет царь Соломон в Экклезиасте: «Время любить, и время ненавидеть» (Коэлет 3:8). Но Тора при этом отрицает агрессию в любом виде. Как же можно отрицать ненависть, если даже царь Шломо говорит, что это обязательно будет (время ненавидеть)? Помогите, пожалуйста, разрешить этот парадокс. Дмитрий

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, Дмитрий!

Спасибо за интересный вопрос.

Прежде всего, важно выяснить, о чем именно говорится в стихе. Просто любовь и ненависть бывают — ну уж очень разные. К политике государства, например, к холодильнику или к собственной лени… Нам не справиться без комментариев мудрецов. На этот стих есть несколько комментариев.

Итак, о чем идет речь?

Мецудат Давид[i] пишет так: время любить — что-либо, время ненавидеть — то же самое. Всё в мире подвержено изменениям. Особенно — наше мнение, наше отношение к чему-либо. Сегодня это — мое любимое, завтра — ненавижу! Знакомо? Наверняка.

Согласно комментарию Раши[ii], стих говорит о «временах» Всевышнего. «Время любить»: есть время для проявления любви Всевышнего к Своему народу, как сказано (Дварим 7:13): «И возлюбит Он тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, хлеб твой и вино твое, и елей твой, приплод быков твоих и приплод овец твоих на земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе». «Время ненавидеть: есть время для Его ненависти, пример — в книге Ошеа (9:15): «Всё зло их в Гилгале, ибо (уже) там возненавидел Я их; за злые деяния их изгоню Я их из дома Моего; и не буду больше любить их...» Пророк говорит об идолопоклонниках, установивших идолов в Гилгале.

Иной подход — у автора классического перевода Торы на арамейский язык Йонатана бен-Узиэля[iii]: «время любить» — ближнего своего, «время ненавидеть» — злодея. Оказывается, ненависть — вещь очень даже уместная и нужная. Злодеев надо ненавидеть. Сам царь Давид не стесняется сказать: «Ведь ненавидящих Тебя, Господи, ненавижу я и с восстающими на Тебя ссорюсь» (Тэилим 139:21). О Давиде никак нельзя сказать, что он не считался с Торой. И при этом — ненавидел, преследовал и убивал собственными руками врагов Всевышнего (например, Гольята). Как, впрочем, и многие другие праведные еврейские цари.

Талмуд в трактате Псахим (113а) толкует стих: «Если увидишь осла ненавистника твоего лежащим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь его вместе с ним» (Шмот 23:5). Кто этот ненавистник, которому необходимо помочь? Очевидно, что это другой еврей, «ближний». Но разве можно ненавидеть ближнего? А как же «Не ненавидь брата твоего в сердце твоем» (Ваикра 19:17)? Талмуд заключает: здесь речь идет о частном случае, когда человек сам видел, как владелец осла совершил какое-то очевидное преступление. Такого — нужно ненавидеть в сердце.

Но обратим внимание: даже преступнику мы обязаны (это мицва — заповедь!) помочь: разгрузить осла, поднять его. Как так? Я же хозяина этого осла ненавижу! Наоборот, «так тебе и надо, злодей!» Сфоткать, как он со своим ослом застрял, разослать друзьям. Разве не так? Оказывается, нет. Ненависть «по-еврейски» должна быть всегда под контролем. Мы ненавидим только потому, что Тора этого хочет, «ничего личного». Поэтому — идем разгружать. Такого высокого уровня самообладания требует от нас Тора.

Комментарий Тосфот[iv] (к Псахим 113 б) предупреждает: от ненависти заповеданной до запрещенной — один шаг. Поэтому следует помочь «ненавистному» раньше, чем другим людям. Акт помощи поможет удержать ненависть в допустимых границах и не «скатиться» к личной вражде.

Подведем итог. Всевышний ничто в этом мире не сотворил зря. У ненависти есть свое время и место. Но будем аккуратны: далеко не каждый, кто наступил нам на ногу, является «преступником» и не всякий, кто ходит без кипы, «враг Всевышнего». Тем более в наше время, когда многие оторваны от Торы не по своей вине.

Мудрецы говорят, что в нашем поколении, перед приходом Машиаха, задача сложнее: настоящий ненавистник «сидит» не где-то там, а в нас самих. Ведь таково, согласно Талмуду (Сукка 52а), одно из имен злого начала. С ним и следует вести войну до полной победы.

С уважением, Нохум Желязник

 

[i] Раби Давид бар-Арье-Лейб Альтшуллер (Мецудат Давид) — один из самых популярных комментаторов Танаха. Жил в Праге в период, когда главным раввином города был рав Давид Оппенгайм (это было в 5461-5497 / 1701-1736).

[ii] Раби Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — выдающийся комментатор Танаха и Талмуда.

[iii] Йонатан бен-Узиэль — тана (мудрец Мишны) первого поколения, жил за несколько десятилетий до разрушения Второго Храма. Автор перевода Нэвиим (книг Пророков) на арамейский язык — Таргум Йонатан. В противоположность Таргуму, составленному Ункелосом и обычно представляющему собой дословный перевод библейского текста, Таргум Йонатана бен-Узиэля стремится, скорее, объяснить и прокомментировать эти тексты, точный смысл которых часто представляется трудным для понимания.

[iv] Термин «Тосафот» — буквально означает «прибавления», «добавления». Под этим названием объединены обширные комментарии практически на все трактаты Талмуда, составленные плеядой знаменитых еврейских ученых 12-14 веков, главным образом — из Франции и Германии. Отталкиваясь от комментария Раши, они как бы продолжают и расширяют его.

 

Материалы по теме


О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в в Пятикнижии, в книге Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Египтяне их преследовали. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян Читать дальше