Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Сын гоняет бездомных кошек из пневматического ружья водяными шариками. Это по-еврейски?

Темы: Запреты, Страдания, Билам, Рамбам, Милосердие, Заповеди, Маараль из Праги, Жестокость, Животные

Отложить Отложено

Уважаемый рав! У нас есть садик при квартире, куда часто приходят бездомные кошки. Сын (14 лет) там построил себе сарайчик, а они гадят и всё такое... Короче, он купил себе пневматическое ружье, которое стреляет такими водяными шариками, и гоняет этих диких кошек... Это по-еврейски? С уважением, семья N.

Отвечает рав Лейб-Нахман Злотник

Уважаемая семья N.!

Небольшое вступление. Нам заповедано следовать путям Творца (Дварим 28:9). Среди качеств, которые мы обязаны в себе воспитать, — доброта, отзывчивость, милосердие. Мы обязаны проявлять чуткость и милосердие не только к человеку, но и к животным, как сказано в Писании: «…и милости Его обращены на всё живое» (Тэилим 145:9).

В главе Торы, повествующей о Биламе, рассказывается, как он безжалостно избивал свою ослицу, отказавшуюся доставить его к месту, где он собирался проклинать еврейский народ. Рамбам в книге «Морэ Нэвухим» пишет, что из слов ангела, строго порицающего Билама за его бессердечное отношение к животному, мы должны сделать вывод: наша обязанность — проявлять к животным доброту и сострадание, запрещено причинять им страдания и боль. Маараль в книге «Нэтивот Олам» пишет, что тот, кто действительно любит Всевышнего, не может не любить Его творения.

Души, которым не удалось до конца исполнить свою миссию в этом мире, иногда возвращаются, чтобы «доделать» недостающие добрые деяния. Причём душа может вселиться в любой предмет, включая представителей животного мира. Автор книги «Сэфер Харедим» пишет: некий еврей из Испании рассказал ему о том, как во сне к нему явился отец и сообщил, что его душа после смерти вселилась в быка и назавтра назначен смертельный поединок. Он просил сына за любые деньги выкупить у устроителей корриды быка, в которого вселилась его душа. Вот ещё одно важное соображение в пользу милосердия ко всему живому.

Запрещено причинять страдания и беспричинно уничтожать животных (цаар баалей хаим), всех представителей животного мира, включая насекомых, не обладающих особо чувствительной нервной системой. Это запрещено как хозяевам животного, так и посторонним людям. Запрещено мучить и тех животных, которые никому не принадлежат.

Запрещено причинять страдания животным как прямыми действиями, так и косвенно; самому и с помощью других людей; руками или с помощью каких-либо предметов; активными действиями и пассивно (не давать корма, не проветривать, не включать обогрев).

Вместе с этим Всевышний в полной мере передал мир и всё, что его наполняет, в распоряжение человека: «И будут господствовать они над рыбой морской, и птицей небесной, и скотом, и над всем миром, и над пресмыкающимися, ползающими по земле» (Берейшит 1:26). Использование животных на благо человеку не только разрешено, но и является исполнением Высшего замысла, согласно которому каждому творению отведена индивидуальная роль.

Использование животных для нужд человека, даже если это сопряжено с причинением им страданий или даже с их умерщвлением, обычно разрешено, но не всегда. Общие принципы примерно таковы. Умерщвление или причинение боли животным без всякой пользы однозначно запрещено. Если для достижения искомого результата есть возможность не причинять животному страданий или уменьшить их, человек обязан это сделать. Те способы использования животных, которыми обычно не пользуются и применение которых влечет за собой их мучения или смерть, как правило, запрещены. Или, во всяком случае, должны быть детально рассмотрены специалистами по Еврейскому Закону.

Разрешено умертвлять животных для того, чтобы уменьшить физические страдания человека, а тем более для того, чтобы избавить его от них полностью. Это разрешено также для того, чтобы предотвратить материальный ущерб, для приготовления лекарств, в целях лечения, что включает и проведение медицинских опытов.

Исходя из сказанного, можно заключить, что по возможности необходимо стараться проявить максимальное милосердие к животным, но вместе с этим нет обязанности терпеть лишения и страдания от их присутствия. Поэтому, если есть возможность прибегнуть к более гуманным способам отваживания кошек, необходимо заменить стрельбу самым безболезненным способом.

Но, если других способов нет (это можете решить вы сами, исходя из местных условий), то можно продолжать их гонять испытанным способом, т. к. благо человека первично. В любом случае разрешено только самое необходимое для комфорта и спокойствия человека. Но стрелять в кошек ради развлечения, используя их в качестве живой мишени, а также причинять им другие физические страдания однозначно запрещено.

С уважением, Лейб Нахман Злотник

Материалы по теме

Раби Йеуда-Лива бар Бецалель (Маараль из Праги)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Согласно преданию, Маараль, подобно мудрецу эпохи Талмуда Раве, изготовил Голема — биоробота (в талмудическом трактате Санхедрин 65б повествуется о том, как Рава, руководствуясь указаниями кабалистической «Книги Творения», «создал человека» и продемонстрировал его другим мудрецам). Маараль использовал своего Голема, которому он дал имя Йоселе, для защиты евреев Праги от нападений и антисемитских преследований.

Книга Заповедей. Принципы составления

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.

РАМБАМ — Биография МАЙМОНИДА

Браха Губерман

Краткий биографический очерк

Дерех Хаим 1. Комментарий Маараля на трактат Авот 1:1

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Трактат «Пиркей-авот» является одним из важнейших сочинений на морально-этические темы. В комментариях Маараля к первой главе подробно обсуждается вопрос религиозной преемственности при передаче Торы от Моше следующим поколениям. Особое место уделяется характеристикам горы Синай, которая неслучайно была выбрана в качестве места для дарования Торы еврейскому народу.


О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в в Пятикнижии, в книге Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Египтяне их преследовали. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян Читать дальше