Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввин, Богдан Хмельницкий, Польша, Рав Александр Кац, Комментарий
Раби Шабтай-Шефтель бар Йешая Гурвиц (ок. 5350-5420 /ок. 1590-1660/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Родился, предположительно, в г. Кракове. Сын и ученик прославленного кабалиста р. Йешаи Гурвица (Шла Акадош; см.), автора книги Шней лухот абрит (Две скрижали завета).
После того, как в 5380 /1620/ году р. Йешая Гурвиц отбыл из Праги в Землю Израиля, р. Шабтай-Шефтель в течение шести лет был главою пражской ешивы и городским даршаном, выступающим с нравоучительными проповедями в синагогах. Впоследствии он возглавил раввинский суд и ешиву в г. Франкфурте на Майне, а затем — в Познани, столице Великой Польши; он принимал активное участие в работе Совета четырех земель.
В период казацкого восстания под предводительством Богдана Хмельницкого, р. Шабтай-Шефтель обрел убежище в Австрии. Он сложил траурную элегию, посвященную погибшим в погромах. «Губил их меч на улице и ужас в домах, — оплакивал он погибших. — Мужчины и женщины, юноши и девушки, как овцы, подставляли шею под нож, не желая спасти свою жизнь служением чужим богам».
В последние годы жизни р. Шабтай-Шефтель был главным раввином Вены. Во всех городах, где он стоял во главе общины — в Вене, Познани и Франкфурте, — когда-то был раввином его отец.
Р. Шабтай-Шефтель написал книгу Вавей аамудим (Крюки на столбах; имеются в виду столбы, используемые при возведении Скинии — переносного Храма в пустыне). В книге изложены основы еврейского мировоззрения; она состоит из шести разделов — аамудим (столбов), в каждом из которых основательно исследуется одно из фундаментальных понятий еврейской традиции: Тора, Служение, Милосердие, Закон, Истина и Мир. Автор рассматривал свою работу как развернутое введение к знаменитому трактату отца, Шней лухот абрит, и поэтому издал оба сочинения одной книгой.
В последующих поколениях книга Вавей аамудим изучается в качестве отдельного, самостоятельного произведения.
Р. Шабтай-Шефтель Гурвиц умер в Вене в 5420 /1660/ году.
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо