Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Лидер поколения

Раби Хаим бар Исраэль Бенбеништи (5363—5433 /1603—1673/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.

Родился в Стамбуле в семье выходцев из Испании. Его старшим братом был р. Йеошуа-Рафаэль Бенбеништи (см.), автор книги Сдей Йеошуа.

Хаим учился в стамбульской ешиве р. Йосефа Терани (Маарита; см.), ставшего впоследствии главным раввином Османской империи.

В возрасте двадцати одного года р. Хаим стал даяном (судьей) в раввинском суде Стамбула. В тот же период он написал комментарий на кодекс Сефер мицвот гадоль (Смаг), составленный за четыре века до него знаменитым французским тосафистом р. Моше из Куци (см.). Комментарий получил название Дина дехаей (Закон жизни).

В 5403 /1643/ году р. Хаим был приглашен занять пост раввина в Тирии, пригороде Измира (Смирны). Спустя двенадцать лет он стал даяном в самом Измире, а затем и главным раввином этого города. В 5425 /1665/ году он решительно противостоял Шабатаю Цви, объявившему себя «Машиахом».

Р. Хаим Бенбеништи составил законодательный свод Кнессет агдола (Великое собрание), в который включил респонсы и псаки (законодательные решения), вынесенные самыми авторитетными законоучителями за век, прошедший после выхода в свет кодекса Шульхан арух. Этот монументальный, изданный в восьми обширных томах, свод был принят как руководство к действию и в сефардских и в ашкеназских общинах.

После появления этой книги р. Хаим Бенбеништи стал одним из общепризнанных лидеров поколения — его авторитет сравнивали с авторитетом р. Йосефа Каро (см.), составителя Шульхан аруха. Со всех концов диаспоры обращались к нему за решением спорных вопросов — его собственные респонсы собраны в книгу Баей хаей (Жаждущий жизни).

Р. Бенбеништи написал также хидушим (аналитические заметки) к талмудическому трактату Санхедрин. В этой книге, названной Хамра дехаей (Вино жизни), рассматриваются законы судопроизводства и уголовного права.

Р. Хаим Бенбеништи умер в Измире в 5433 /1673/ году — в возрасте семидесяти лет.

с разрешения издательства Швут Ами


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»