Из цикла «На тему недельной главы», темы: Недельная глава, Экев, Здоровье, Благодарность, Лев Кацин, Ашер яцар
«История одного пациента помогла мне навсегда осознать смысл древнего благословения, — писал нью-йоркский доктор Кенет Прегер в статье “Всему свое благословение”, которая 28 мая 1997 была опубликована в престижном медицинском издании “The Journal Of the American Medical Association”. — В результате автомобильной аварии двадцатилетний студент Джош был близок к смерти, его тело было парализовано, а жизнь поддерживалась с помощью аппарата искусственного дыхания»…
Зачастую мы воспринимаем наше здоровье как нечто само собой разумеющееся, а начинаем ценить, неожиданно потеряв его. Впрочем, возможно, мы преждевременно теряем здоровье именно потому, что не ценим его. Хотя здоровье — это великий дар. Не случайно мудрецы постановили: чтобы каждое утро и каждый раз после туалета человек произносил благословение, заканчивающееся словами: «Благословен Всевышний, исцеляющий всякую плоть…»
Целитель — это одно из имен Всевышнего. В книге Исхода сказано: «Если ты будешь слушаться голоса Всевышнего…, то ни одной из болезней, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя, ибо Я — Всевышний — целитель твой» (Шмот 15:26).
Наша недельная глава напоминает о том, Кто поддерживает наше здоровье: «И отдалит Всевышний от тебя всякую болезнь…» (Дварим 7:15).
Почему мудрецы постановили так часто благодарить Всевышнего за наше здоровье? — предвижу я недоумение читателя. Думаю, лучшим ответом на этот вопрос станет статья доктора Прегера:
«Когда я был учеником начальных классов еврейской школы — иешивы, в которой преподавались религиозные и общеобразовательные предметы, то я и мои одноклассники удивлялись надписи, вывешенной у дверей туалета. Это было благословение, которое следовало произносить после того как человек посетит туалет. Почему очистительные функции тела связаны с произношением святых слов, удивлялись школьники. Благословения используются в молитвах, выражают благодарность за спасение народа, за еду, но они никак не должны быть связаны с функциями организма, которые вызывают хихиканье у детей.
Лишь спустя несколько десятилетий, я начал осознавать сокрытую в этом благословении мудрость. Вавилонский Талмуд, который записывался в течение первых пяти столетий новой эры, содержит слова Аббайе: “Тот, кто вышел из туалета, должен произнести: Благословен Всевышний, Который создал человека с мудростью и сотворил в нем много отверстий и полостей… И если только одно из них откроется или заблокируется, то будет невозможно существовать и стоять пред Тобою. Благословен Всевышний, исцеляющий всякую плоть и творящий чудо”.
Надпись у дверей туалета напоминала ученикам иешивы о том, что следует произнести благословение, выйдя оттуда. Впрочем, легко повесить надпись, но совсем непросто осмыслить это благословение и обрести внутреннюю необходимость его произносить. Признаюсь, что я начал понимать глубину этих слов, лишь изучая патофизиологию на втором курсе медицинской школы, когда мне стали очевидны катастрофические последствия нарушений функций организма. Я перестал воспринимать мои походы в туалет как нечто само собой разумеющееся, начиная понимать, сколько вещей должно происходить в полной координации для того чтобы мой организм мог безболезненно выполнять свои функции. Тогда я вспомнил надпись, которая висела у дверей туалета в моей школе. Нам, школьникам, она казалась смешной. Однако увидев пациентов, жизнь которых зависела от аппаратов диализа или катетеров, я начал осознавать мудрость слов, записанных в Талмуде шестнадцать веков назад.
И тогда я стал произносить это благословение! Сначала я обратился к Сидуру — сборнику молитв, чтобы произносимый текст был правильным. Затем выучил благословение наизусть, понимая и искренне чувствуя то, что я произношу. Я не только выражал благодарность за очистительные функции организма, но и за хорошее здоровье в целом. Ведь в тексте благословения упоминается, что человек не может существовать, если “откроется или заблокируется” любое из “отверстий и полостей” организма. Может быть, живший 16 веков назад в Вавилоне еврейский мудрец предвидел, что блокирование коронарных артерий сердца станет главной причиной смертности в индустриальном обществе…
История болезни одного пациента помогла мне навсегда осознать смысл древнего благословения. В результате автомобильной аварии двадцатилетний студент Джош был близок к смерти, его тело было парализовано, а жизнь поддерживалась лишь с помощью аппарата искусственного дыхания. Однако после длительного реабилитационного периода его неврологические функции начали восстанавливаться. Изо дня в день состояние Джоша улучшалось. Это казалось чудом: он начал самостоятельно передвигаться с палочкой. Хотя одна проблема никак не разрешалась: он продолжал нуждаться в катетере. Урологи были настроены пессимистично, полагая, что Джош будет до конца жизни нуждаться в катетеризации. Но невозможное случилось! Я был вместе с Джошем, когда он впервые после аварии обошелся без катетера. Тогда я сказал Джошу, выпускнику иешивы, что нет более подходящего момента для того, чтобы произнести благословение, которое следует произносить после туалета. Когда он читал слова благословения, у меня на глазах появились слезы.
Джош — это мой сын».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»