Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.

«Сейчас я возьму в руки этого лентяя», — заявил мне недавно отец шестнадцатилетнего ученика «Синай Академи», реагируя на его проблемы в школе.

Мы часто пытаемся «взять в руки» своих детей, когда они уже стали взрослыми людьми, подумал я. «Однако наши гневные реакции трудно назвать процессом воспитания детей, скорее, это анти-воспитание», — сказал мне недавно известный специалист в области семейных отношений рав Ашер Кушнир из Иерусалима (в прошлом активист борьбы за выезд евреев из СССР). — На кого похож тот, кто не уделял внимания ребенку, когда он был маленьким, но пытается «взять его в руки», когда он стал самостоятельной личностью? На того, кто пытается догнать выпущенную им стрелу!»

«Как стрелы в руке богатыря, так сыновья молодые», — сказано в 127 Псалме.

Что нужно сделать, чтобы преуспеть в воспитании детей? То же, что необходимо для того, чтобы запустить стрелу!

Давайте проведем некоторые параллели, и лучше поймем эту аналогию. Для того чтобы запустить стрелу, ее прежде всего нужно иметь. Точно так же для того, чтобы воспитать ребенка, нужно, прежде всего, его иметь. Однако в нашем современном мире находятся люди, которые, считая ребенка чрезмерным бременем, предпочитают завести собаку, чтобы избежать одиночества.

При всей видимости комфорта у этой жизненной позиции есть очевидный недостаток. Это не только вопрос о том, кто унаследует богатство и собаку, но и кто продолжит его незаконченные дела. Именно потому Псалм сравнивает детей со стрелой, а не, например, с мечом. Если воин поднял меч, но был сражен, то и меч становится бесполезным. Но стоит человеку выпустить стрелу, как она продолжает лететь и может поразить цель, вне зависимости от того, что произойдет с направившим ее. В этом смысле дети — это стрелы человека, которые еще при его жизни или после смерти продолжают начатые им дела. В каком-то смысле все мы — дети первого еврея Авраама, все мы продолжаем идти по выбранному им пути «справедливости и милосердия».

Как преуспеть в воспитании детей? Родителям прежде всего необходимо выбрать цель воспитания, к которой бы стремились их дети. Следует направлять детей к этой цели не только словами, но и поступками, личным примером, всей своей жизнью. Рав Элиягу Деслер писал, что воспитание детей — это процесс формирования совести (на иврите мацпун). Не случайно однокоренное слово — мацпэн означает компас. «Привитая» родителями совесть направляет поступки человека, являясь его компасом жизни.

Воспитывая своих маленьких детей, родители должны в унисон проявлять последовательность, твердость, требовательность, четко очертив рамки дозволенного: что хорошо, а что плохо, что допустимо, а что запрещено. Этот период воспитания можно сравнить с натягиванием тетивы.

Умение отпустить тетиву в нужный момент, не раньше времени и не позже, является важным элементом искусства стрельбы из лука. Так же и в воспитании детей. Если родители «отпускают» детей раньше времени, предоставляя им слишком много свободы в раннем детстве, то они могут распустить их этим. Однако если родители игнорировали своих детей в детстве, а теперь, вдруг обнаружив, что в доме живет монстр, решили «взять в руки» этого уже самостоятельного человека, то это может привести к обострению отношений и отчуждению. Потому в старшем возрасте следует постепенно предоставлять детям больше свобод, проявляя уважение, любовь и доверие к ним. Лишь искренние отношения любви продолжают помогать и направлять детей даже после того как они, подобно стрелам, покинули родительский дом.

Что же делать после того как стрела улетела? Молиться о том, чтобы она попала в цель. Так же и родители могут и должны молиться о своих детях, после того как они выросли, обрели самостоятельность.

История рождения 12 сыновей Яакова — это история мольбы наших праматерей Рахели и Леи о рождении и становлении каждого ребенка.

Молитву Рахели о детях мудрецы называют стрелой, которая долетит, преодолевая время, до грядущих дней триумфа еврейской истории.

Родив своего первого сына, Рахель назвала его Йосефом, молясь о том, чтобы у нее родился еще один сын. Во время родов своего второго сына, Биньямина, она умирает по дороге в Бейт-Лехем, неподалеку от Рамы. Во время разрушения Первого Храма пленных евреев гнали в изгнание, и все они проходили мимо могилы Рахели. А душа ее продолжала молиться обо всех сыновьях еврейского народа, об их возвращении в Израиль, как сказал пророк: «Слышится голос в Раме… горькое рыдание: Рахель оплакивает сыновей своих». «Есть у тебя надежда на будущее, — отвечает Всевышний Рахели, — возвратятся сыновья в пределы свои!» (Ирмеягу, 31:16).


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»