Из цикла «Даат тфила», темы: Сотворение мира, Духовность, Еврейская молитва, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Материальность
«Ты сделал его властелином над деяниями Своих рук, все Ты положил под ноги ему» (Псалмы 8). «Солнце — для властвования днем» (Псалмы 136).
Два царя
«Углубись еще в этот вопрос, и познай, и пойми, что солнце и человек — это два царя. Солнце властвует в мире, как говорит Писание: “Солнце — для властвования днем”. А человек также властвует над реальностью, как написано: “…И будут властвовать над рыбами морскими и над небесными птицами”. И это понятно.
Один властелин — материальный, ибо солнце материально. А второй властелин — трансцендентный, ибо человек не полностью материален, как из-за своей святой божественной души, так и из-за того, что о нем сказано: “…ибо по образу Б-га сделал человека”: в его форме есть божественное, как ясно тем, кто понимает тайную мудрость». (Маараль, Тиферет Исраэль 4).
«Оно называется солнцем (шемеш), поскольку служит (мешамеш) всему миру» (Мидраш). Солнце — великое светило, властвующее над природой: изменение времен года, энергия роста, свет. «От силы солнца идет дождь, и от силы солнца земля производит плоды» (Бамидбар раба 12:3). Подобные воздействия свыше находятся под властью солнца — «материального властелина».
«Ибо по образу Б-га (Элоким) сделал человека». Суть «образа Б-га» в человеке, как объяснили нам учителя, — это сила управления творением, которую Творец дал человеку. От человека, душа которого из высших духовных миров, а тело из низших, материальных, зависит все происходящее в Творении, во всех его частях.
Имя Элоким означает «Всесильный, Всемогущий, властелин всех сил». Творец как бы передал человеку все процессы Творения, чтобы они получали воздействие, в лучшую или в худшую сторону, от действий, слов и мыслей человека, и он управляет ими. Он может приблизить Вселенную к Творцу, чтобы она получала влияние свыше, или, наоборот, отдалить ее от Творца. Человек может вести мир по направлению к конечной цели полного исправления, или отдалять мир от нее. Человек оказывает колоссальное воздействие на все миры, строит и разрушает, исправляет или разбивает. Это та «божественность», которая присутствует в образе человека, «трансцендентного властелина».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»