Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Фаршированная рыба появилась на еврейском столе неслучайно. Это блюдо было разработано с учетом запретов, которые накладывает на нас Галаха в субботу. Нельзя производить так называемый отбор, и поэтому евреи перемалывают рыбу в единое целое.

Все мы любим есть замечательное блюдо еврейской кухни — фаршированную рыбу. Но почему это блюдо вообще оказалась на еврейском столе? В иудаизме всему есть объяснение. Что сделало из евреев, исторически далеких от рыболовства, страстных любителей именно этого блюда, а из евреек — больших мастериц его готовить?

Верность субботе.

Рыбу мы едим, потому что она вкусна, а все самое вкусное мы едим в субботу! Но почему именно фаршированную рыбу? Дело в том, что евреи не могли пройти мимо одной особенности рыбы, очень полезной для тех, кто боится нарушить субботние запреты: в рыбе кожа легко снимается, после чего ее снова можно наполнить мякотью, предварительно лишенной костей. Получается «наполненная рыба», на идиш — гефилте-фиш.

Заметьте, кости животных и птиц отделяются от мяса значительно труднее, что приводит к тому, что мы вынужденны подавать на стол мясо с костями.

Вот тут-то и проявляется один из строгих еврейских запретов: в субботу нельзя извлекать кости из мяса, чтобы отправить последнее в рот! Надо изловчиться так, чтобы не совершить действие, которое называется ОТБОР. Можно извлекать еду из не-еды, но не наоборот.

Косточку разрешено извлечь из мяса только в том случае, когда на ней остается маленький кусочек мяса. В таком случается мы извлекаем еду из еды, а на это нет запрета. С рыбьими костями сложней: они слишком мелки. Поэтому лучше всего использовать рыбий фарш!

Итак, еще до субботы снимаем с рыбы кожицу. Добавив к филе перец, соль, сахар, вымоченную в воде булку и яйцо, пропускаем все это через мясорубку. Хорошо вымешанным фаршем заполняем рыбью кожу. И тушим на маленьком огне часа два, покрыв сверху морковными кружочками.

Приятного субботнего аппетита!


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»