Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Гостеприимство, Реувен Пятигорский, Отношения между людьми
Продолжаем обсуждение мишны из трактата Авот, в которой приведено высказывание великого еврейского учителя и мудреца Шамая:
«ГОВОРИ МАЛО, ДЕЛАЙ МНОГО. КАЖДОГО ПРИНИМАЙ С ПРИЯТНЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ ЛИЦА». (Глава 1, мишна 15)
В прошлый раз мы говорили о первой части высказывания. Вторая часть касается человека, который принимает в своем доме гостей.
Люди могут к нам прийти по своим делам, но как только им предложено войти в дом — они становятся гостями. Рав Овадья из итальянского города Бартиноро (по-еврейски Бертануро) пишет: «Подавая им угощение, не смотри в пол и убери выражение гнева с лица», — даже если пришли незваные гости, даже если твое угощение — всего лишь стакан воды.
По словам Талмуда, тот, кто дарит другому все богатства мира, но при этом выглядит неприветливо, — по существу ничего не дарит. И наоборот, когда ничего не даешь (потому что у тебя ничего нет), но говоришь с человеком ласково, засчитывается тебе, как будто ты одаряешь его всеми богатствами.
Правило приветливого обращения с людьми неукоснительно соблюдалось нашими мудрецами. Это очень тяжелое правило, оно требует от человека сдержанности и самоконтроля. Встречаются люди, которые ставят себе в заслугу, если не обругали другого. Здесь нет заслуги.
Более того, это пример плохого поведения. Ибо мало удержаться от плохих слов и недовольного вида, надо проявить приветливость и участливость.
Всем нам приятно, когда с нами говорят воспитанно, вежливо и с доброй улыбкой. Значит, так и нам надо поступать с другими.
Улыбка без причины! Только из-за того, что к нам обратился другой человек. Это и есть «любить своего ближнего, как самого себя».
Рамбам отмечает, что требование приветливого отношения к людям не ограничивается приемом гостей. Правило остается актуальным во всех случаях, когда человек вступает в контакт с другими людьми: на улице, на работе, в ешиве и семье.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»