Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Таинственный незнакомец взбудоражил умы евреев Венеции. История Давида Реувени и его ученика Шломо Молко

В 5284 (1524) году в Венецию прибыл некий еврей с Востока, говорящий исключительно на святом языке. Он назвал себя Давидом Ре­увени и представился послом своего брата Йосефа, царя потомков колена Реувена, живущих в великом процветающем царстве Хавор вместе с потомками колен Гада и Менаше. Этот еврей строго соблюдал все заповеди, много постился и, как положено брату царя, носил дорогие одежды.

Давид очень понравился евреям Венеции. А его рассказ об особенной миссии, которую он готов выполнить с их помощью, заставил воодушевиться. Надо отметить, что Давид Реувени появился в Италии спустя некоторое время после огромного потрясения от изгнания из Испании. Его свидетельство о существовании могущественного независимого еврейского царства, в котором живут потомки потерянных колен, не могли не вызвать у местных евреев энтузиазм и надежду на скорое освобождение.

От евреев Венеции Давид ждал помощи в организации поездки в Рим. Он верил, что короли Европы и Римский папа помогут деньгами и оружием, необходимыми для начала освободительной войны против турок, захвативших Землю Израиля. Его надежды оправдались лишь частично. Давид получил аудиенцию Римского папы Клемента VII и произвел на него очень большое впечатление. Ему были оказаны подобающие почести.

Давид изложил послание своего брата коро­ля Йосефа, в котором тот просил папу стать посредником в установле­нии мира между германским императором Карлом V и французским королем Францем. Оба они должны были помочь еврейскому народу в борьбе за Святую Землю. Папа ответил, что не может повлиять на вла­стителей Франции и Германии, однако согласился попросить португальского короля принять Давида Реувени. Без специального разреше­ния ни один еврей не имел права ступить на землю Португальского королевства. Представитель Португалии при папском дворе выступил против приглашения посла еврейского царя, опасаясь, что этот визит укрепит положение евреев Португалии. Тем не менее, король пригла­сил Давида Реувени в Лиссабон.

Давид был принят с большим почетом и получил от португальского короля обещание, что помощь в войне с турками будет оказана. Однако дальнейшие события спутали карты Давида Реувени. Да­вид, не без оснований опасаясь, что советники короля заподозрят его в установлении контактов с маранами, старался держаться от них по­дальше. Однако его прибытие вызвало бурное оживление в среде маранов, живших в Португалии, и пробудило их надежду на скорое избавление с помощью этого предвестника Машиаха. Они приложили все силы, чтобы приблизиться к Давиду. Именно эта близость и провалила миссию Реувени.

Шломо Молко, молодой португальский маран, занимал должность секретаря при дворе Его Величества, и его называли преподобный Диего Пиред. Встреча с Давидом произвела на него большое впечат­ление и изменила всю его жизнь. Он совершил тшуву (вернулся к вере отцов) и уехал в Турцию. Король, узнавший, что один из высокопо­ставленных царедворцев стал евреем и покинул Португалию, страшно разгневался, обвинил во всем Давида и повелел ему немедленно вы­ехать из страны.

Диего Пиред, после обрезания взявший себе имя Шломо Молко, теперь мог, не скрываясь, соблюдать заповеди Торы. Глубоко привя­занный к еврейству, он увидел однажды сон о близком Освобождении. В 5290 (1530) году, не обращая внимания на грозящую ему опасность, он прибыл в католическую Италию. И хотя инквизиция видела в нем христианина-вероотступника, Шломо Молко, ничего не боясь, пропо­ведовал во многих городах Италии грядущее Избавление Израиля. Он прибыл в Рим и предстал перед папой Клементом VII. Инквизиция потребовала выдачи ей отступника. Так как Шломо Молко открыто перешел в иудаизм, папа, несмотря на свою симпатию к Шломо, был вынужден позволить инквизиции арестовать его. После того как Шло­мо Молко отказался вернуться в христианство, он был осужден на со­жжение. Однако благодаря заступничеству папы Шломо спасся и бежал за границу.

Молко приехал в Венецию и там снова встретился с Давидом Ре­увени. Они вместе отправились к императору Карлу V с тем, чтобы уговорить его начать войну за освобождение Святой земли. Давид и Шломо прие­хали в Регенсбург, где проходил собор германских князей, но по при­казу императора были арестованы. Шломо Молко выдали инквизиции. В последний момент перед смертной казнью император предложил Шломо помилование, при условии, что он вновь примет христианство. На это Шломо Молко ответил: «Мне до сих пор горько за то время, что я был христианином, и сердце мое негодует. Теперь поступайте как вам угодно, а душа моя вернется к Создателю, пребывая в той вере, что и в дни своей юности, ибо хорошо мне с тех пор». В 1532 году инквизиция осудила Шломо Молко на сожжение живьем на костре. Он погиб, освятив имя Творца, в возрасте 32 лет.

Давид Реувени, никогда не считавшийся христианином, не подлежал суду инквизиции. Он умер в тюрьме в Португалии.

из журнала «Мир Торы», Москва


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»