Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рав Мойше Шапира уже многие годы дает уроки по различным частям Торы, касаясь также вопросов, связанных с тайным знанием. Тот, кто слышал эти уроки, получил представление насколько "уличная каббала" далека от истинной системы знаний. Предлагаем читателям краткий перевод урока рава Мойше Шапира

 

В сентябре в московской ешиве "Торат Хаим" гостил рав Мойше Шапира - один из самых выдающихся знатоков Торы нашего поколения. Кроме абсолютного знания Талмуда и его комментаторов рав Мойше известен как большой знаток скрытой части Торы - каббалы. В Россию очень редко приезжают выдающиеся раввины. Может быть, это был первый визит знатока каббалы за последние десятилетия. В последнее время очень возрос интерес к скрытой Торе. В разных странах появились всевозможные центры изучения каббалы, и, естественно, у широкой публики существуют многообразные представления об этом учении. Рав Мойше Шапира уже многие годы дает уроки по различным частям Торы, касаясь также вопросов, связанных с тайным знанием. Тот, кто слышал эти уроки, получил представление насколько "уличная каббала" всевозможных центров далека от истинной системы знаний. Мы предлагаем читателям краткий перевод урока рава Мойше Шапира, посвященного Рош а-Шана, который он дал в ешиве "Торат Хаим".

 

 

 

 

Рош а-Шана

 

Так написано в трактате Талмуда "Рош а-Шана": "Это день начала Твоих действий". Эта фраза, по словам комментаторов, относится к первому дню тишрея, когда Всевышний создал человек. Через него должна была раскрыться вся слава Творца в мире. В каждом из нас тоже есть потенциал раскрытия славы Создателя и всего Творения. Мы способны на это, как способен на это весь окружающий нас мир, о котором сказано: "Млеа а-арец кводо" - "Наполнена земля славой Его".
В силу этого огромного потенциала любой человек "сотворен единственным", говорит Мишна. До его создания не было никого похожего на него, не будет и после. Через уникальную и единственную душу человека происходит раскрытие славы Творца в этом мире. Поэтому каждый может сказать о себе: "Ради меня создал Творец этот мир".
Со дня сотворения первого человека каждый год в первый день тишрея перед Творцом проходят один за другим все люди, и каждого Он оценивает, проверяя, можно ли сказать об этом человеке: "Ради него сотворен мир. Он наполняет его славой Создателя".
В ожидании суда великие мудрецы и праведники еврейского народа весь элул пребывали в трепете, возраставшем по мере приближения первого дня тишрея. Как же понять, что происходит в День суда, что заставляло мудрецов трепетать?
Здесь нам поможет история Йосефа и его братьев. Когда Йосеф открывается братьям, он говорит им только: "Я Йосеф, ещё мой отец жив?" Неожиданно открывшаяся истина шокировала. Братья осознали, что ошибались все эти годы, думая, что Йосеф - доносчик, которому полагается смерть, что он видит пустые сны, которые напрасно называет пророческими. Сейчас правота Йосефа стала очевидной. Их брат - властитель Египта, дающий пропитание всему миру, и они, также как все, пришли к нему за хлебом. В одно мгновение реальность перевернулась, обнажилась ложь, в которой братья жили долгие годы.
Подобное раскрытие правды происходит и в Рош а-Шана, в момент приближения Всевышнего. Это и есть проявление суда, который порождает понимание сегодняшней реальности. Человек чувствует, насколько далек от истины, и трепещет, и раскаивается.
В Мидраше написано, что окончательное избавление (геула) - это постепенное раскрытие правды, потому что невозможно выдержать моментального раскрытия истины, влекущего за собой абсолютный переворот всех ценностей этого мира.
Таким же образом, говорят нам мудрецы, в Рош а-Шана Творец судит весь мир. Перед Ним проходят все живущие, и каждого Творец оценивает. В Рош а-Шана судят не только каждого человека, но и все страны, и все народы. Одним даруют жизнь, а других приговаривают к смерти. Почему же в молитве, читаемой в Рош а-Шана, мы не упоминаем о Дне суда, почему не просим даровать нам жизнь? Почему в этот день запрещено произносить молитву о прощении за все наши нарушения?
Наша главная работа в Рош а-Шана, как учат наши мудрецы, не в произнесении молитв о прощении грехов и просьб о даровании жизни. В День суда мы должны понять, что каждый из нас может оправдать существование всего мира, наполнив его славой Творца.
Мы просим только одного - пусть весь мир наполнится славой небес. Такова наша роль - осознать, насколько Творец ценит и любит нас. Ведь достаточно одного человека, чтоб оправдать существование всего мира. Поэтому мы просим, чтобы весь мир наполнился славой Всевышнего, и Его Царство раскрылось на земле. Мы молимся о том, чтобы узнал каждый живущий: "Ашем Элокей Исраэль - Мэлэх" - "Ашем Всесильный Израиля - Царь".
Рамбам пишет: "Необходимо, чтобы каждый человек в течение всего года осознавал, что он наполовину оправдан, а наполовину обвинен". Ведь есть у него и хорошие, и плохие поступки. Вместе с человеком и весь мир наполовину оправдан, а наполовину обвинен. Если он совершает один грех, то всему миру грозит обвинительный приговор. И любой человек может стать причиной его уничтожения. Если же человек исполнит заповедь, то этим оправдает себя и станет причиной спасения всего мира. Поэтому сказано: "Праведник - основа мира". Он оправдывает себя и весь мир.
Я желаю, чтобы в этом году мы все были записаны в книгу жизни, книгу цельных праведников, чтобы через каждого из нас проявилась слава Небес. Чтобы все, живущие сегодня, произнесли от всего сердца слова молитвы в Рош а-Шана: "Ашем Элокей Исраэль - Мэлэх" - "Ашем Вс-сильный Израиля - Царь". Его Царство во всем том, что Он сотворил.


 

Рав Мойше Шапира родился в Земле Израиля. Его отец рав Меир Шапира вместе с братом равом Симхой Зиселом покинул Литву, чтобы учить Тору в ешиве в Хевроне. В литовском Шауляе осталась могила деда, убитого нацистами.
Рав Мойше Шапира учился в ешиве "Поневеж" и ешиве "Хеврон". Его учителями были рав Элияу Деслер и рав Ицхак Гутнер. Выдающиеся способности рава Мойше Шапира проявились очень рано. Уже к восемнадцати годам он знал весь Вавилонский Талмуд. Тогда же рав Мойше пришел к раву Аврааму Ишаю Карелицу (Хазон Ишу) с вопросом: что нужно делать в жизни. Рав посоветовал ему изучать книгу "Шев шмайтета" - глубокое исследование алахических тем Талмуда.
Именно так впоследствии рав Мойше назвал свой колель для баалей тшува (евреев, вернувшихся к соблюдению законов Торы), который создал 25 лет назад, и ешиву, которую сейчас возглавляет. Он первый из больших еврейских мудрецов начал давать уроки для вернувшихся к вере. Двадцать два года подряд рав Мойше давал урок-драшу в ешиве для баалей тшува "Ор Самеах". Послушать его приходили и известные в Земле Израиля раввины, даяны, главы ешив.
Многие удивлялись тому, что авторитетный раввин посвящает так много времени работе с баалей тшува. Как-то у его жены спросили: "Почему рав дает уроки для баалей тшува?" Она ответил, что рав Мойше хочет приблизить их к миру Торы, помочь им найти свое место в нем.

"Мир Торы"


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»