Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Отец небесный! У меня только одна просьба: не допусти меня воспользоваться разумом против истины»Раби Михл из Злочева
Жизнь знаменитого раввина и комментатора "Шулхан Аруха"

Р. Давид бен-Шмуэль а-Леви (1556, Владимир-Волынский – 1667, Львов) – знаменитый раввин и комментатор свода еврейских законов «Шулхан Арух». Образование получил под руководством старшего брата р. Ицхака бен-Шмуэля а-Леви. Р. Давид некоторое время жил в Бресте у своего тестя р. Йоэля Сиркеса (автора Байт Хадаш), затем переселился в Краков. Он занимал раввинские должности в Политше, Остроге и Львове.

В Остроге р. Давид открыл йешиву и составил комментарий к Шулхан Аруху, раздел Йорэ Дэа (Люблин, 1646). Труд р. Давида имел большое значение при разрешении галахических вопросов, автор стал крупнейшим авторитетом эпохи.

В 1648 году р. Давид, спасаясь от казаков Хмельницкого, бежал с семьёй в Моравию и поселился в Штейнице, возле Острау, где, вероятно, был раввином. Это послужило источником ошибки: полагали, что р. Давид до казацкого восстания был раввином в Острау, а не в Остроге.

Через некоторое время р. Давид получил место главы раввинского суда во Львове, а после смерти р. Меира Зака занял раввинский пост (1653), причём сначала он был раввином пригородов, и лишь спустя некоторое время его компетенция распространилась на сам «город Львов и провинцию».

Два сына р. Давида погибли во время погрома во Львове в 1664 году. Третий сын, р. Йешаягу Сегаль, и пасынок, р. Арье-Лейб, были теми самыми польскими талмудистами, которых в 1666 году послали в Турцию, чтобы они проверили на месте, является ли Шабтай Цви Машиахом. Отправил их, вероятно, сам р. Давид; во всяком случае, они поехали с его согласия. Посланцы вернулись с подарком р. Давиду от лжемашиаха и письмом, в котором Шабтай обещал отомстить за обиды, чинимые польским евреям.

Большинство сочинений р. Давида вышло после кончины автора. Его комментарий к Шулхан Аруху, раздел Орах Хаим – Турей Захав (сокращённо ТАЗ, так стали называть и р. Давида – ТАЗ, т.е. автор Турей Захав) – был издан С. Бассом в Дигернфурте в 1692 году вместе с комментарием р. Авраама Абеле Гомбинера Маген Авраам; оба комментария печатаются во всех изданиях Шулхан Аруха и оказывают большое влияние на религиозную практику ашкеназских евреев.

За два года до выхода в свет этого издания каббалист р. Йегуда из Ковеля (Волынская губерния), назначил значительную сумму с целью издания его собственного комментария на Орах Хаим совместно с ТАЗ, но деньги были употреблены на издание другого сочинения р. Давида – Диврей Давид, комментария на комментарий Раши (Дигернфурт, 1690). В том же году в Гамбурге была издана часть комментария ТАЗ на Шулхан Арух, раздел Хошен Мишпат, с примечаниями р. Цви Гирша Ашкенази. Вторая часть комментария вышла лишь спустя 70 лет (1761). Часть ТАЗ к Шулхан Аруху, раздел Эвен а-Эзер, была впервые напечатана в Жолкиеве в 1754 году. Кроме того, р. Давид – автор многих респонсов (ответов на галахические вопросы), которые, правда, не были изданы.

Вместе со своим оппонентом Шабтаем Коэном (ШАХ – автор комментария Сифтей Коэн), р. Давид считается крупнейшим авторитетом среди ахароним – галахистов поздних поколений. Решениям этих двух корифеев отдаётся преимущество перед постановлениями р. Йосефа Каро и р. Моше Иссерлеса (РАМА).

В 1683 году Ваад четырёх стран постановил, что авторитет комментария ТАЗ выше авторитета комментария ШАХ, но впоследствии руководящее значение стали признавать за последним.

Учить Талмуд по Интернету


Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается. Явление антисемитизма почти столь же древнее, как и сам еврейский народ; явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 14. Почему мировая история изобилует примерами антисемитизма, если предполагается, что Б-г защищает евреев?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Песни Пасхальной ночи и кровавые пасхальные наветы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.

История еврейского народа 66. Евреи Франции после II крестового похода

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.

Тьма перед рассветом 5. Катастрофа

Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»

Уничтожение нацистами еврейской общины в Европе