Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.

Черная смерть

Эпидемия чумы

В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут, который устанавливает строгие ограничения на продукты питания и правила приготовления пищи.

Этот факт послужил поводом для нового навета. Еврейская чистоплотность, предохранившая их от инфекции, вызвала волну ненависти у черни, не знакомой с основами гигиены. Повсюду распространялись слухи о том, что евреи отравили источники и колодцы.

В Берне (Швейцария) арестовали все еврейское население города. Под ужасными пытками некоторые из них «признались» в преступлении, т. е. во всем, чего требовали палачи. Врач Балавиньи из Савойи выдал рецепт зелья: порошок из высушенного сердца христианина в смеси с высушенными пауками, лягушками и ящерицами.

На основании этого «признания» начались массовые убийства. В Германии творилось неописуемое. Целые семьи запирали в домах и поджигали. В Шпейере две тысячи трупов заколотили в бочки и пустили по реке. В Страсбурге также около двух тысяч человек загнали в специально построенный сарай и подожгли. Остальным удалось бежать, оставив все свое имущество. Муниципалитет Страсбурга на сто лет запретил проживание евреев в городе. Более 600 человек вывезли на островок на Рейне, около города Базель, и всех сожгли живьем. Жгли еврейские книги и синагоги, заперев там молящихся евреев. В городе Вормсе евреи пошли на самосожжение, опередив христианских палачей.

В некоторых городах евреи оказали сопротивление. Во Франкфурте, в Майнце и в Кельне они задержали отряды головорезов, но те, как саранча, лезли по головам, лишь бы дотянуться до капли еврейской крови и до еврейского имущества. Когда бандиты все-таки ворвались в еврейские кварталы, вокруг запылал огонь — защитники подожгли себя сами.

Сотни общин прекратили свое существование. Большая часть оставшихся в живых немецких евреев переселилась в Польшу под защиту короля Казимира III Великого.

Евреи Германии после эпидемии чумы

Кровавые события, продолжавшиеся более двух лет, серьезно подорвали экономику страны. Феодалы, получавшие от евреев значительные суммы в виде налогов, решили смягчить ситуацию. Они потребовали от короля «держать евреев», как держат рабочих на железных рудниках.

Те, кто скрывался в отдаленных деревнях и маленьких городках, не задетых чумой, стали возвращаться в родные места. Муниципалитеты заключали договоры с возвращенцами, разрешая жить в городах только за большие суммы денег. Все сферы ремесла, производства и торговли, занятые христианами, стали для евреев запретными.

Остались только мелкое ремесло, мелкая торговля и ростовщичество.

Король, феодалы и муниципалитеты делали все, чтобы гнёт был чувствительным, помимо налогов, отбирали часть имущества, отбирали и уничтожали долговые расписки и, как правило, не препятствовали грабежам и разбою, которые время от времени устраивали фанатики-священники и сопутствовавшая им чернь.

Гуситские войны

Гуситские войны явились причиной новых преследований. Чешский священник Ян Гус резко критиковал католическую церковь и требовал проведения реформ. Его вызвали на Собор в Констанце в 5175 (1415) году. Король обещал ему неприкосновенность, но не сдержал слова. Яна Гуса судили и сожгли как вероотступника.

Возмущенные смертью своего вождя, единомышленники Яна Гуса взялись за оружие. Под националистическими и антипапистскими знаменами гуситы напали на соседние немецкие княжества. Армии католиков терпели поражение.

Опять виновниками оказались евреи. Теперь в ход пошли слухи о еврейской помощи гуситам. Над евреями Германии снова нависла угроза расправы.

В эти дни признанный глава общин Германии раби Яаков Молин призвал поститься три дня и молиться Всевышнему. Молитвы и пост были приняты. Всевышний услышал свой народ.

Как только солдаты короля узнали о приближении войск гуситов под водительством Яна Жижки, они побежали вспять. Чехи преследовали и били «воинов», умевших воевать только с безоружным народом. Опасность для евреев миновала.

Гуситские войны продолжались почти двадцать лет с переменным успехом. В конце концов, католическая церковь и короли оказались сильнее. В Центральную Европу пришел временный «мир».

Изгнание из больших городов

Короли, феодалы и города с неизменным удовольствием наживались на евреях. Продавали и закладывали имущество, людей, закладывали даже целые общины.

Со временем почти все сферы деятельности, приносившие евреям хотя бы незначительный доход, были заняты христианами. Евреям приходилось переселяться в другие места. Через некоторое время только в маленьких отдаленных городках Германии остались еврейские общины.

Капистрано

По дорогам Европы бродили странствующие фанатики-монахи и в своих проповедях подстрекали христиан к погромам. Один из таких негодяев — Капистрано в 5210 (1450) году объявился в Германии.

Талантливый оратор, он на площадях обвинял грешников-правителей в пособничестве евреям, евреев обвинял во всех смертных грехах, провоцировал столкновения. Пользовался он привычными и излюбленными приемами — кровавым напетом и клеветой об осквернении «святого причастия».

Этот монах натравил жителей города Бреслау на евреев, и один из мучеников под жестокими пытками «признался» в краже «святого причастия». На основании этого «признания» сожгли на костре более сорока человек, детей отобрали у родителей и отдали их в христианские монастыри. Остальных евреев изгнали из города.

Итальянский сценарий

В городе Тренто (Триенте), в Северной Италии, в одной христианской семье пропал ребенок. Его тело было найдено через три дня в маленькой речушке около еврейского дома. Шмуэль, хозяин дома, сообщил об этом полиции. Так завязалась новая драма с типичным для христианского мира того времени концом.

Кроме Шмуэля арестовали еще пятерых евреев. Всех подвергли таким пыткам, о которых и сейчас невозможно читать без содрогания. Необходимое «признание» было получено, начались казни.

Францисканцы-монахи во главе с Бернардино де Фельтре объявили погибшего ребенка святым и стали повсюду рассказывать, что его тело творит чудеса. По дорогам Италии ходили проповедники и рассказывали о «злодеяниях евреев».

Папа приказал расследовать обстоятельства гибели ребенка, и следствие установило, что евреи непричастны к происшедшему. Была создана повторная комиссия, подтвердившая выводы первой. На, основании этого расследования папа запретил распространять клевету и преследовать евреев. Тем не менее 1475 человек было осуждено, и евреев изгнали из страны.

Эхо событий достигло Германии, где население принялось выдумывать новые наветы. Епископ Регенсбурга решил воспользоваться обострением ситуации, чтобы уничтожить живущих в городе евреев и присвоить всё их имущество. Он арестовал руководителей еврейской общины во главе с раби Исраэлем Бруно.

Король Фридрих III приказал освободить арестованных, но муниципалитет ослушался короля. Король объявил городу бойкот и преследовал правителей города до тех пор, пока его приказ не был выполнен.

Но вскормленная проповедниками ненависть принесла «плоды». В 5277 (1517) году евреи, жившие в Регенсбурге почти тысячу лет, были изгнаны из города.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»