Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Прибыл в подмандатную Палестину на последнем в предвоенные годы легальном корабле, вывозившем еврейских эмигрантов из Англии

Раби Ицхак-Шломо бар Авраам-Моше Зильберман (5688-5763 /1928-2003/ гг.) — выдающийся педагог, руководитель иерусалимской ешивы Адерет Элияу.

Родился в Берлине.

В три года лишился матери.

В 5696 /1936/ году семья бежала из нацистской Германии в Англию.

Здесь его отец прославился своим переводом комментария Раши к Пятикнижию на английский язык — подготовленное им издание широко известно под названием «Silberman Rashi» (Раши Зильбермана).

В 5699 /1939/ году его отец умер, и Ицхак-Шломо остался на попечении у семнадцатилетнего брата и четырнадцатилетней сестры. В 5700 /1940/ году маленький сирота совершил алию.

Он прибыл в подмандатную Палестину на последнем в предвоенные годы легальном корабле, вывозившем еврейских эмигрантов из Англии. На Святой Земле он воспитывался в семье своего дяди, Яакова Леви, также недавнего эмигранта, впоследствии ставшего руководителем педиатрического отделения иерусалимской клиники Бикур Холим (S.M. Eisen, Harav Yitzchak Shlomo Silberman, Hamodia Magazine 12.3.2004, p.6).

Учился в ешиве Коль Тора, созданной в Йерушалаиме в 5699 /1939/ году специально для беженцев из Германии. Совершенствовал свои познания в ешиве Мир под руководством р. Элиэзера-Йеуды Финкеля.

Близко общаясь с целым рядом духовных лидеров поколения, Ицхак-Шломо воспринял традиции и обычаи, идущие от ближайших учеников Виленского Гаона, основавших ашкеназскую общину святого города.

После женитьбы, продолжая серьезные занятия Торой, р. Зильберман зарабатывал на жизнь ремеслом софера (писца сакральных текстов).

Он достиг в этом деле высокого мастерства и получил признание таких ведущих законоучителей, как р. Дов-Бериш Вайденфельд (Гаон из Чебина) и р. Шломо-Залман Ойербах (там же).

Р. Зильберман являлся одним из духовных лидеров движения баалей тшува (возвратившихся к Б-гу). Широко общаясь с представителями светской интеллигенции, он помог многим из них возвратиться к соблюдению законов Торы.

Он мог беседовать с одним леворадикальным журналистом или политиком в течение долгих часов, а порой даже дней, добиваясь глубочайших изменений в мировоззрении собеседника. Среди его ближайших учеников был р. Ури Зоар — в прошлом ярчайшая «звезда» телеэкрана, шоумен, которого называли «самым светским израильтянином». В своей книге Увахарта вахаим (русск. перевод Выбери жизнь) р. Ури Зоар рассказывает о крутом духовном переломе, произошедшем с ним в 5737 /1977/ году. Как-то во время посещения Иерушалаима он оказался «в компании досов» (досы — насмешливое прозвище для ортодоксальных евреев, употребляемое в среде противников «религиозного засилья») и разговорился с одним из них. «Моим собеседником был …спокойный человек, одетый так, как одеваются жители религиозных кварталов, — вспоминал р. Зоар. — Он разговаривал дружелюбно, и в его аргументах не слышалось даже тени раздражения или фанатизма». «Я могу доказать …истинность того, о чем написано в Торе», — сказал собеседник. «Доказать? — изумился Зоар, не поверив своим ушам. — Вы собираетесь убедить меня, что такое вообще можно доказать?». Собеседник кивнул головой. «Он производил впечатление эрудированного, широко образованного человека, — вспоминал р. Зоар, — Он владел несколькими языками, был в курсе последних научных открытий и прекрасно разбирался в истории Израиля, как древней, так и современной. Кроме того, удивляла его редкостная уравновешенность и спокойный тон, свидетельствующие о незаурядной внутренней силе. Скромность и вежливость только подчеркивали эту силу. …Я внимательно наблюдал за ним весь вечер, пытаясь обнаружить хоть малейший изъян в его поведении, рассуждениях, манере держаться, — и ничего не заметил» (Выбери жизнь, с.26, 30-31).

Доказательства, приведенные в ходе целого ряда последующих встреч, оказались настолько убедительными, что актер отказался от своего суперпопулярного телешоу «Это мой секрет» и пошел учиться в ешиву. Его поступок вызвал в светском Израиле ни с чем не сравнимое потрясение (Нисим Мишаль. Так это было…, с.208).

В 5748 /1988/ году р. Зильберман пережил тяжелейшую личную трагедию.

В террористическом акте, совершенном арабскими террористами в автобусе, направляющемся из Тверии в Йерушалаим, погибли, сгорев заживо, его дочь, ребецин Рахель Вайс, и трое внуков (S.M. Eisen, Harav Yitzchak Shlomo Silberman; Нисим Мишаль Так это было…, с.276).

В 5750-е /1990-е/ годы р. Зильберман сумел осуществить свою давнюю мечту, создав сеть учебных заведений, в которых нашли свое выражение педагогические принципы Виленского Гаона.

Его школа началась еще в 5748 /1988/ году с четырех мальчиков, занимавшихся в частном доме в Старом городе Иерушалаима. Шаг за шагом развивая свою школу, р. Зильберман, в отличие от большинства руководителей еврейского образования, буквально следовал возрастному графику, изложенному в Мишне: «В пять лет (начинают изучать) Писание, в десять — Мишну, …в пятнадцать — Талмуд» (Авот 5:21). Он на практике доказал, что и теперь, как века назад, дети могут в совершенстве знать Танах и Мишну. И лишь прочно овладев, как минимум, четырьмя разделами Мишны, его ученики на базе уже достигнутых знаний впервые приступали к изучению Талмуда. В дальнейшем начальные хедеры, организованные по «модели Зильбермана», открылись и в других городах Израиля, а также в таких крупных еврейских центрах диаспоры, как Нью-Йорк, Лос-Анджелос, Лейквуд, Торонто и Лондон. К концу 5750-х /1990-х/ годов в ешиве Адерет Элияу, созданной р. Зильберманом в Старом городе Иерушалаима — в основном, для выпускников его школ, занималось уже около четырехсот пятидесяти студентов (S.M. Eisen, Harav Yitzchak Shlomo Silberman; Везэ шаар ашамаим с.552).

Р. Ицхак-Шломо Зильберман умер восемнадцатого Адара 5763 /2003/ года.

Один из величайших духовных лидеров поколения р. Шломо-Залман Ойербах еще при жизни р. Зильбермана сказал: «Если и в нашем поколении есть тридцать шесть скрытых праведников, на которых держится мир, то один из них — он» (S.M. Eisen, Harav Yitzchak Shlomo Silberman).


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»