Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Шулхан Арух, Ашкеназы, Еврейский закон, Рав Александр Кац, Рамо
Раби Моше бар Исраэль Исерлис (Рамо) — один из величайших еврейских раввинов и законоучителей; автор книги Мапа («Скатерть»), ставшей интегральной частью кодекса Шульхан Арух. Раби Моше Исерлис зафиксировал традиции и основные отличия ашкеназской школы законоучителей, и в большинстве случаев конечный практический закон — Алаха — для ашкеназских евреев согласуется именно с мнением Рамо. Годы жизни: ок. 5290 — 5332 (ок. 1530-1572) гг.
Раби Моше Исерлис родился в Кракове. Его отец р. Исраэль был известным богачом и одним из руководителей городской общины (фамильное прозвище Исерлис образовалось от слова Исройлес — т.е. «сын р. Исраэля»).
Изучал Тору у р. Шалома Шахно, возглавлявшего ешиву в г. Люблине. Впоследствии стал зятем своего наставника. Занимался также изучением кабалы, философии и астрономии.
Уже в молодые годы прославился как выдающийся знаток Торы. Вернувшись по окончании периода ученичества в Краков, был избран там даяном (судьей). В возрасте чуть более двадцати лет основал ешиву, привлекавшую множество учеников. После смерти родителей он получил значительное наследство и содержал учеников на свои средства.
В 5313 (1553) году р. Моше, не достигший еще двадцатипятилетнего возраста, был избран главным раввином Кракова. Его авторитет был очень высок: из многих ашкеназских общин, из Италии, Германии, Богемии и Моравии, обращались к нему за разрешением спорных вопросов. Его респонсы собраны в книге Тшувот а-Рамо («Ответы р. Моше Исерлиса»), впервые изданной в 5330 (1570) году.
В том же, 5330 (1570) году, в пражской типографии вышла в свет его книга Торат аОла (Закон жертвы всесожжения). В этой книге приводятся законы храмовых жертвоприношений, описывается устройство Храма и сообщаются размеры отдельных его частей, а также рассматривается ряд важнейших алахических проблем, связанных с философией и астрономией.
Р. Моше Исерлис состоял в постоянной переписке не только с духовными лидерами ашкеназских евреев р. Меиром Кацнельбогеном из Падуи и р. Шломо Лурией (Мааршалем), жившим в Люблине, но и с величайшим законоучителем своего времени р. Йосефом Каро, жившим в Цфате.
Подобно р. Йосефу Каро, р. Моше написал комментарий к кодексу еврейских законов Арбаа Турим, составленному двумя веками ранее в Испании р. Яаковом, сыном великого Роша. К приведенным в этом кодексе законам он добавил многочисленные псаки (законодательные решения), вынесенные раввинами Германии и Франции.
На основе этого комментария, названного Даркей Моше («Пути Моше»), он планировал составить сжатый и доступный для всех свод законов. Но его опередил р. Йосеф Каро — в 5325 (1565) году в венецианской типографии вышел в свет его краткий сборник законов Шульхан Арух («Накрытый стол»).
Когда в Польше появились первые оттиски этой великой книги, р. Моше Исерлис решил осуществить свой замысел в несколько иной форме, написав примечания и дополнения к тексту Шульхан Аруха. Он стремился сделать кодекс р. Йосефа Каро приемлемым для всех евреев диаспоры — ведь автор Шульхан Аруха исходил, в основном, из мнений законоучителей испанской школы, например, раби Альфаси (Рифа), Рамбама, не учитывая при этом традиций и обычаев, сложившихся в общинах Германии и Восточной Европы (Роша, чье мнение тоже учитывалось в Шульхан Арухе, можно отнести к ашкеназской школе, но он и его последователи были в явном меньшинстве).
Свой обновленный замысел Рамо изложил так: «Раби Йосеф Каро действительно “накрыл стол”, но проблема заключается в том, что расположенные на нем блюда не рассчитаны на евреев большинства европейских стран, так как в ашкеназских общинах в большинстве случаев руководствуются законами, которые отличаются от установленных р. Йосефом Каро… Многие алахические выводы в его книге не соответствуют позиции тех мудрецов, потомками которых мы являемся и чье мнение стало для нас решающим… Поэтому я счел необходимым записать на полях книги Шульхан Арух мнения этих законоучителей, чтобы изучающие этот труд знали, в каких вопросах точка зрения р. Йосефа Каро является спорной. И в тех случаях, когда мне было известно, что в наших общинах принято поступать иначе, чем рекомендует Шульхан Арух, я завершал изложение этого противоположного мнения словами “Поступай так!”
Книга дополнений, написанная р. Моше Исерлисом, была названа Мапа (“Скатерть”) — по образному выражению самого автора, он “как бы расстелил свою “скатерть” на “столе” р. Йосефа Каро.
В 5338 (1578) году в Кракове примечания Рамо были впервые изданы вместе с основным текстом Шульхан Аруха. В новом облике этот кодекс стал основным алахическим источником для всех еврейских общин: в тех случаях, когда мнения р. Йосефа Каро и р. Моше Исерлиса расходятся, ашкеназские евреи следуют решению последнего.
Р. Моше возглавлял краковскую общину и ешиву в течение двух десятилетий, до дня смерти. Наиболее выдающимися из его учеников были духовные лидеры следующего поколения — р. Мордехай Яфе (Бааль Алевушим) и р. Йеошуа Фальк (Приша веДриша), а также р. Давид Ганз — выдающийся историк и астроном.
Рамо безвременно скончался в Лаг баОмер 5332 (1572) года, ему было сорок два года. На надгробном камне, установленном над его могилой, сохранилась надпись, свидетельствующая о величии и уникальности его вклада: “От Моше (Рамбама) и до Моше (Рамо) не было подобного Моше”.
Синагога, основанная им в Кракове, сохранилась до наших дней — ее так и называют «Бейт кнессет Рамо” (Синагога Рамо)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»