Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Еврейский историк, математик и астроном

Раби Давид бар Шломо Ганз (5301—5373 /1541—1613/ гг.) — еврейский историк, математик и астроном.

Родился в Германии, в городке Липштадт, расположенном на севере Рейн-Вестфалии. Изучал Тору в Бонне и Франкфурте, а затем в знаменитой краковской ешиве р. Моше Исерлиса (Рамо; см.). При поддержке Рамо р. Ганз совершенствовался также в астрономии и математике.

В 5324 /1564/ году он поселился в столице королевства Богемия, г. Праге, и, начиная с 5333 /1573/ года учился в «Клойзе», основанном здесь р. Йеудой-Ливой (Мааралем из Праги; см.).

Следуя совету Рамо, р. Ганз составил историческую хронику, в которой отразилась история мира от дней Творения до современности, — в частности, автор подробно описал деятельность Маараля из Праги, оказавшего особенно значительное влияние на формирование его исторического мышления.

Раби Ганз был первым среди ашкеназских евреев ученым, профессионально занимавшимся вопросами истории. Его хроника, получившая название Цемах Давид(Росток Давида), до сих пор служит ценным источником — в первую очередь, по истории еврейских общин центральной и Восточной Европы. Книга переведена на несколько языков.

В пражский период своей жизни р. Ганз уделял особое внимание занятиям астрономией — в этом также отразилось влияние Маараля из Праги, который считал, что «еврею… следует изучать астрономию и другие науки».

В 5359 /1599/-5361 /1601/ годах Р. Ганз сотрудничал с великим астрономом Тихо Браге и работал в его обсерватории. Он встречался и с учеником Браге Иоганном Кеплером, занимавшим должность «императорского математика» при дворе короля Богемии Рудольфа Второго.

Свои астрономические наблюдения и исследования р. Ганз обобщил в трактате Нехмад венаим (Желанный и сладостный). В этой книге рассматриваются законы освящения нового месяца, а также излагаются основы астрономической науки и приводятся вычисления размеров небесных тел. В авторском предисловии дан краткий обзор развития астрономических знаний.

Р. Ганз умер в Праге восьмого элуля 5373 /1613/ года.

с разрешения издательства Швут Ами


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»