Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ассимиляция, Антисемитизм, Рав Александр Кац, Ешива Воложин
Раби Ицхак бар Хаим Воложинер (р. Ицеле из Воложина; 5540-5609 /1780-1849/ гг.) – руководитель Воложинской ешивы, духовный лидер своего поколения.
Сын и ближайший ученик р. Хаима из Воложина.
По свидетельству самого р. Хаима, он «создал свою ешиву для сына, Ицеле, чтобы вырастить и воспитать его в наиболее благоприятной атмосфере познания Торы». Ради сына р. Хаим и «взялся обучать еще нескольких талантливых юношей» (Сарей амеа 5:17).
Р. Ицеле начал преподавать в ешиве еще при жизни отца, а в 5581 /1821/ году, после его кончины, возглавил ешиву и общину Воложина. В 5584 /1824/ году р. Ицеле отредактировал и издал основной труд отца – книгу Нефеш ахаим (Душа жизни).
В последующие десятилетия р. Ицеле Воложинер стал общепризнанным духовным лидером не только литовских евреев, но и всех евреев российской империи – в том числе, и в глазах правительства.
В 5603 /1843/ году р. Ицеле был вызван в Санкт-Петербург к министру просвещения Уварову, который разрабатывал меры по реформированию системы образования среди евреев. В соответствии с указаниями императора Николая I, правительство стремилось заменить еврейские хедеры на начальные школы с преподаванием общеобразовательных предметов и русского языка, чтобы «мало-помалу уничтожить в евреях фанатизм отчужденности», а впоследствии и привести их к постепенному обращению в христианство. С помощью «просвещения» власти рассчитывали «устранить влияние Талмуда», который, по их мнению, «питает в евреях самое глубокое презрение к народам других вер» и призывает их «к господству над прочими». В ходе бурной полемики р. Ицеле все же удалось отстоять существование своей ешивы (Энциклопедия левейт Исраэль; р. Дов Элиах, Агаон с. 931).
В 5604 /1844/ году на еврейские общины снова обрушился град правительственных мер. Особым указом был упразднен кагал (выборное руководство общин) – все общинные дела передавались в ведение полицейских и муниципальных учреждений. В том же году, по специальному распоряжению Николая I, был введен налог на ношение традиционной еврейской одежды: за одну только ермолку полагалось с каждого еврея «по пяти рублей серебром». В ноябре 5604 /1844/ года император подписал указ «об образовании еврейского юношества», предусматривающий создание многочисленных «казенных еврейских училищ», а также двух высших училищ для подготовки «казенных раввинов» – согласно секретной инструкции, подписанной императором, руководить этими училищами могли только христиане, а преподавание в них следовало вести в «антиталмудическом духе» (Ф. Кандель, Очерки времен и событий т.2).
В 5605 /1845/ году р. Ицеле Воложинер созвал в Вильно (Вильнюсе) съезд руководителей еврейских общин, в котором приняли участие около ста делегатов, представляющих различные течения в еврействе.
Р. Ицеле сумел объединить в общей борьбе, направленной против насильственной русификации и ассимиляции, не только литваков и хасидов, но и наиболее национально настроенных вождей «просветителей». Благодаря гибкой политике, разработанной на съезде в Вильно, в большинстве еврейских общин сумели сохранить традиционный жизненный уклад и даже создать по всей черте оседлости широкую сеть ешив, подобных Воложинской (Сарей амеа 4:4, 6:14).
Р. Ицеле Воложинер был призван в Небесную Ешиву двадцать шестого ияра 5609 /1849/ года, в возрасте шестидесяти девяти лет.
После его смерти были опубликованы две книги, составленные на основе записей, которые велись учениками на его уроках. В книгу Пэ кадош (Святые уста) вошли его толкования первых двух частей Пятикнижия – Берешит и Шмот, а в книгу Милей деавот (Слова отцов) – его толкования этического трактата Авот (Поучения отцов).
Р. Ицеле оставил также обширное рукописное наследие, однако основная часть его архива погибла во время пожара, разразившегося в Воложине в 5625 /1865/ году.
Во главе Воложинской ешивы встал зять р. Ицеле – р. Нафтали-Цви-Йеуда Берлин (Нецив), под руководством которого ешива достигла своего высшего расцвета.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»