Из цикла «Хроника поколений», темы: Пророки, Александр Кац
Йеу бен Ханани (יהוא בן חנני) — пророк в период Первого Храма.
Его отец Ханани тоже был ясновидцем. И отец, и сын были учениками Ахии Ашилони (см.), и в 2962 году /798 г. до н.э./ получили от него посвящение (Седер адорот; см. также II Диврей аямим 16:7-10).
Пророчествовал в царствование Баши, убившего в 2986 году /774 г. до н.э./ царя Яровама и захватившего власть над северными коленами. А поскольку Баша следовал путями идолопоклонника Яровама, Творец обратился к нему через пророка Йеу с грозным предостережением: «За то, что …ты пошел путем Яровама и ввел в грех Мой народ, Израиль, …Я уничтожу тебя и дом твой, и сделаю с твоим домом то же, что с домом Яровама, сына Невата» (см. I Мелахим 16:1-4; Седер адорот).
В 3009 году /751 г. до н.э./ Баша умер своей смертью, и ему наследовал его сын Эйла. Но на второй год царствования Эйла был убит в результате заговора, организованного смотрителем его колесниц Зимри. Захватив власть, Зимри предал смерти весь род Баши, — как когда-то сам Баша истребил весь род Яровама (I Мелахим 16:6-13; Седер адорот).
Но и Зимри процарствовал всего семь дней: он был убит другим претендентом на престол по имени Омри. По определению Танаха, Омри не только «во всем следовал пути Яровама, сына Невата, и греху его» (т.е. служил идолам), но и «поступал хуже всех, кто был до него». А его сын Ахав, унаследовавший власть в 3021 году /739 г. до н.э./, «делал то, что гневило Б-га, больше, чем все цари Израиля, которые были до него» — включая его отца Омри (I Мелахим 16:18-33; Седер адорот). И когда праведный царь Йеуды по имени Йеошафат, правнук Рехавама, сына Шломо (см.), заключил с Ахавом союз, пророк Йеу упрекнул его: «Зачем помогать нечестивцу и любить ненавидящих Б-га?! …» И царь внял укору пророка (II Диврей аямим 19:1-4, Мецудат Давид).
Йеу написал хронику царствования Йеошафата (II Диврей аямим 20:34, Радак и Мальбим).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»