Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда правитель северного царства Яровам установил двух золотых тельцов и сам стал служить одному из них на жертвеннике в Бейт-Эле, Идо пришел, чтобы предостеречь его.

Идо (עידו) — пророк в период Первого Храма.

Жил в пределах колена Йеуды (I Мелахим 13:1). Его жена была сестрой красавицы Авишаг, ухаживавшей за царем Давидом (см.) в дни его старости (Пиркей дераби Элиэзер 33; Оцар ишей аТанах, Идо).

Начал пророчествовать в годы правления царя Шломо (см.) (Седер адорот 2935).

Входил в состав суда мудрецов, возглавляемого пророком Ахией Ашилони (см.) (там же 2892).

Назван в Танахе «человеком Б-жьим» (иш Элоким) (I Мелахим 13:1, Раши).

Когда правитель северного царства Яровам установил двух золотых тельцов и сам стал служить одному из них на жертвеннике в Бейт-Эле, Идо пришел, чтобы предостеречь его. Приблизившись к жертвеннику, на котором стоял царь, Идо предрек: «Этот жертвенник развалится и рассыплется пепел, который на нем». Яровам указал рукой на дерзкого пророка и повелел: «Схватите его!» И в это мгновение рука царя окостенела, а жертвенник, на котором он стоял, развалился. Тогда Яровам попросил Идо: «Умоли, прошу, Г-спода, твоего Б-га, и помолись обо мне, чтобы я снова мог владеть своей рукой». По молитве Идо рука царя ожила. Яровам тут же пригласил пророка на трапезу в свой дом, но тот отказался, так как Всевышний запретил ему вкушать пищу или пить в Бейт-Эле. Однако на обратном пути его нагнал другой пророк из Бейт-Эля, которому очень хотелось накормить и напоить Идо в своем доме. И ради этого он солгал, сказав Идо: «Я тоже пророк, как и ты, и ангел передал мне слово Б-га: “Приведи его обратно в твой дом и пусть он поест хлеба и напьется воды”.» Они вернулись, и пока они сидели за столом, Всевышний, действительно обратился к тому пророку, предупредив: за то, что Идо, ослушавшись запрета, ел и пил в Бейт-Эле, он не будет похоронен в гробнице своих отцов. На обратном пути на Идо напал лев и убил его, но не разорвал тело и не тронул осла, на котором ехал пророк.

Погребен в Бейт-Эле (I Мелахим 13:1-32, Раши и Радак; Седер адорот 2964).

Шемая (שמעיה) — пророк в период Первого Храма.

Наряду с пророком Идо (см.), входил в состав суда мудрецов, возглавляемого Ахией Ашилони (см.) (Седер адорот 2892).

Когда в 2964 году /796 г. до н.э./, после смерти царя Шломо (см.), десять северных колен взбунтовались против власти его наследника Рехавама, именно Шемая убедил Рехавама не идти против непокорных колен войной. Он передал царю слова Творца: «Не поднимайтесь на войну с вашими братьями, сынами Израиля! Возвратитесь каждый в свой дом, ибо от Меня это было» (I Мелахим 12:16-24; Седер адорот).

На четвертый год своего правления Рехавам отошел от соблюдения законов Торы и с тех пор вводил в грех весь народ Йеуды. На пятый год его царствования, в 2969 году /791 г. до н.э./, в страну вторглась армия египетского фараона Шишака и осадила Иерусалим. В эти дни Шемая явился к царю и его сановникам, чтобы передать им грозные слова Б-га: «Так говорит Б-г: Вы оставили Меня. За это и Я оставляю вас в руках Шишака». А когда под воздействием слов пророка царь и его сановники раскаялись, Всевышний передал через Шемаю слова примирения: «Они покорились Мне, и Я их не истреблю, дав им возможность избавления. Мой гнев не прольется на Иерусалим рукою Шишака. Однако они станут его вассалами, чтобы знали, каково одновременно служить Мне и царствам земным». Фараон Шишак захватил Иерусалим, но не разрушил его, а лишь увез с собой сокровища Храма и царского дворца (II Диврей аямим 12:1-9; Седер олам раба 16; Седер адорот).

Написал хронику царствования Рехавама, который правил до 2981 года /779 г. до н.э./ (II Диврей аямим 12:15; Седер адорот).

Шемая был убит полководцем Башей, захватившим в 2986 году /774 г. до н.э./ власть над северным царством (Мидраш-агада, Бемидбар 30:9; Оцаришей аТанах, Шемая аНави).

с разрешения издательства Швут Ами


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»