Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Иерусалим, Хасиды, Рав Александр Кац, Конфликты, Община
Раби Давид-Шломо бар Элазар-Мендель Бидерман (р. Давид из Лелова; 5603—5678 /1843—1918/ гг.) — один из руководителей хасидской общины Йерушалаима.
Происходил из рода царя Давида.
Его прадед, р. Давид Бидерман (см.), был основателем хасидского «двора» в галицийском городке Лелове.
Давид-Шломо родился четырнадцатого тишрея 5604 /1844/ года в Лелове.
Осенью 5611 /1850/ года, шестилетним ребенком, он приехал в Йерушалаим вместе с дедом, р. Моше из Лелова (см.) и отцом, р. Элазаром-Менделем (см.). Спустя всего два с половиной месяца по прибытии его дед умер, и отец, которому тогда едва исполнилось двадцать четыре года, возглавил небольшую хасидскую общину, прибывшую из Лелова.
Изучал Тору под руководством отца. В молодые годы совершил длительное путешествие по Восточной Европе, где учился у ряда выдающихся хасидских наставников.
Первоначально отец отговаривал его от этой поездки. Отец сказал: «Когда у меня возникает проблема, я иду к Стене плача и возвращаюсь с ответом». «Но мне нужен живой наставник», — возразил сын. «Поверь мне, — сказал отец, — Стена плача разговаривает с тем, кто достоин этого». Тем не менее, поездка состоялась (Везэ шаар ашамаим с.252).
В 5643 /1883/ году, после скоропостижной кончины отца, р. Давид-Шломо сменил его во главе леловской общины Йерушалаима.
В последующие годы он стал одним из духовных вождей хасидов, живущих на Святой Земле.
Р. Давид-Шломо молился страстно и пламенно, вкладывая в молитву все силы своей души. Его слова, обращенные к Б-гу, пробуждали сердца к раскаянию — молиться рядом с ним приходили не только хасиды всех направлений, но и иерусалимские «литваки» (Энциклопедия левейт Исраэль т. 4).
Однажды его пригласили в город, где возникли споры и разногласия, грозящие разрушить общину. По прибытии р. Давид-Шломо сразу же зашел в местную синагогу, а закончив молитву, тут же собрался в обратный путь. «Ну, а что же с главной целью вашего визита? — удивленно спросили руководители общины. — Вы же приехали, чтобы попытаться восстановить у нас мир?!».
Р. Давид-Шломо ответил: «Когда я произнес в молитве слова “Устанавливающий мир в Своих высотах, Он дарует мир нам и всему Израилю”, я уже сделал все, что должен был здесь сделать». Он покинул город, даже не обменявшись словом с участниками конфликта, — но с того дня в общину вернулся мир (Элеф сипурим ктаним аль анашим гдолим т.1, 194).
Р. Давид-Шалом из Лелова умер пятого элуля 5678 /1918/ года. Похоронен на Масличной горе.
Его толкования Торы были собраны в книгу Ликутей Давид (Избранные сочинения Давида).
Во главе леловской общины Йерушалаима его сменил сын р. Шимон-Нета из Лелова (см.).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»