Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Иерусалим, Благословения, Алия, Рав Кук, Рав Александр Кац
Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима.
Родился в литовском крае.
Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира.
В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса).
В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук (см.), впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля.
В 5649 /1889/ году р. Элияу-Давид лишился двух дочерей, одна из которых была женой р. Кука.
Перед тем, как выйти к похоронной процессии, р. Элияу-Давид, известный строгой пунктуальностью, задержался в своей комнате на целых двадцать минут. Позже он объяснил родным причину этой задержки. При выносе тела дочери он должен был, в соответствии с законом, произнести благословение «Барух Даян аэмет» (Благословен истинный Судия). Он знал, что, согласно словам мудрецов Талмуда, «в день беды человек должен благословлять Б-га с тем же чувством благодарности, что и в день радости», — однако он не чувствовал благодарности. Поэтому он заперся в своей комнате и стал вспоминать счастливые события своей жизни. Он вспомнил, какая радость переполняла его в день, когда родилась эта дочь — его первый ребенок. Лишь тогда, с возрожденной благодарностью в сердце, он вышел к похоронной процессии и произнес установленное благословение (Гдолей адорот).
В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края.
В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля.
Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант (см.), и р. Меир Ойербах (см.), возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422).
Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве).
На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города.
Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же).
В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы.
Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»