Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Даже тот, кто уже заплатил пострадавшему положенное, должен испросить его прощение. Даже тот, кто обидел ближнего только словами, обязан просить, чтобы его извинили»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 9
Тема

Свобода

Как свобода понимается в иудаизме? Полная свобода — это благо или нет?

Свобода — это понятие относительное. Большинство людей находятся в рабстве своих желаний и привычек. Человек обретает свободу, когда находит свое призвание в жизни. Осознание времени — прерогатива лишь свободного человека, но не раба. По-настоящему свободен тот, кто принял на себя «иго Торы».

Оглавление

В тюрьме желаний и привычек [↑]

Абсолютной свободой никто, кроме Вс-вышнего не обладает. Никто не может делать абсолютно все, что хочет, жизнь полна ограничителей. Нет и не может быть у человека ни полной свободы слова, ни полной свободы перемещения. Относительная свобода есть у всех — и также у всех есть свобода выбрать для себя степень свободы. Парадокс?

Свобода — это товар, который продается в нашем мире активнее всего. Идея, согласно которой человек должен быть свободным и независимым, без какого-либо ярма и начальства, отдающего приказы, пользуется популярностью во всём мире.

Причиной многих войн, как в прошлом, так и в настоящем, является политическая независимость, которой с такими жертвами пытаются добиться различные государства. На персональном уровне подростки бунтуют против своих родителей — отвоевывая себе право делать, что они хотят. Люди разводятся, отказываются от рождения детей и от заботы о своих близких — добиваясь свободы. Никто не хочет, чтобы внешние силы подчиняли и порабощали его собственные желания.

Люди протестуют против одной несвободы — и неизбежно попадают в другую, начиная порабощаться самими собой, своими минутными желаниями. Говорит пророк Йешаягу (49, 9): «Сказать узникам — выходите». Комментирует Виленский Гаон: словом «узники» пророк называет здесь тех, кто пребывает в тюрьме своих желаний и привычек.

Свобода и призвание [↑]

Но ведь мы вышли из Египта ме-авдут ле-херут — «из рабства на свободу», перестали быть рабами и с тех пор являемся свободными людьми? На самом же деле, Вс-вышний сказал еврейскому народу, что выводит нас из Египта не просто так, а при условии, что мы «будем служить Ему на этой горе» — примем Тору, в которой Он дал нам 248 предписаний и 365 запретов. Какая же это свобода, если нам по-прежнему указывают, что делать, а что не делать?

Корень слова «рабство» на иврите — авдут (корень а-в-д, аин, бейт, далет). Служение [Б-гу] — авода (тот же корень). Другое значение слова авода — «работа», даже на русском однокоренное слову «рабство». Раб — эвед (тот же корень, только на святом языке первая буква аин с другой огласовкой). Служитель, работник — овед (то же).

Даже после обретения свободы праведный еврей называется тем же словом, которое ранее обозначало «раб» — эвед. Только теперь он эвед а-Шем, что можно перевести как «раб Б-га» — а можно и как «служитель». Ибо свобода не противоречит идее служения кому-то, кроме себя. Но в чем же тогда различие между рабством и свободой?

Разница в том, что в рабстве человека заставляют заниматься не своим делом, тем, что не поможет ему развить свой потенциал и реализовать себя, ограничит его. А в условиях свободы человек может заниматься своим делом, в котором у него неограниченные возможности, развить заложенный в нем потенциал.

Когда еврей служит Б-гу, изучая Тору, занимаясь интеллектуальным анализом, продвигаясь в духовной сфере и совершая предписанные действия, он способен достичь в этом небывалых высот, поэтому такое служение называется свободой, хотя сделать это его обязал Б-г, Которому он служит.

По словам мудрецов, жестокость египетского рабства заключалась в том, что мужчин заставляли заниматься «женской работой» (аводат нашим), а женщин — мужской. Отсюда мы учим, что рабство — это когда человеку приходится заниматься не своим делом. Например, когда евреев вместо того, чтобы заниматься Торой и служению Б-гу, к которым они предрасположены, заставляют класть кирпичи на стройках.

Свобода же — это отсутствие ограничений в развитии природного потенциала человека, данного ему Б-гом, и достижения того, на что он способен. Свобода евреям изучать Тору, свобода музыканту сочинять и исполнять музыку, свобода прирожденному бизнесмену предпринимать. Причем свобода не значит, что человек все делает добровольно и по выбору, а мог бы и не делать. Нет, еврей обязан изучать Тору, бизнесмен — торговать, врач — врачевать.

Если человек не понимает, в чем заключается его призвание, и ничто его не заставляет встать на правильный путь, то он неизбежно уходит от своей истинной свободы и загоняет себя в рабство.

Когда надо, Б-г закроет человеку путь, уводящий в сторону от его цели, и ограничит свободу действий, отвлекающих его от исполнения своей роли и растрачивающих даром его потенциал, и толкнет на путь к цели: на действия, выполняя которые, человек максимально реализует свой потенциал и исполнит свое предназначение. Это и есть спасение из рабства и обретение свободы.

Свобода и время [↑]

По закону Торы, раб не имеет права быть свидетелем в суде, он освобожден от заповедей, связанных со временем, а также не имеет права жениться. Рав Йосеф Б. Соловейчик объясняет, что осознание времени является прерогативой только свободного человека, который может ею воспользоваться как с пользой для себя, так и во вред. Для раба же она может быть либо проклятием, либо чем-то абсолютно ненужным и ни к чему не пригодным. У раба нет возможности использовать чувство времени для достижения своих целей. Поэтому никакая заповедь, определенная во временном контексте, не распространяется на раба.

В концентрационных лагерях день переставал отличаться от ночи, граница между ними исчезала. То, что не успевали сделать сегодня, можно было сделать завтра; потерянные возможности или предвкушение новых не давали толчка никакому взрыву чувств. Время приобретало расплывчатую структуру.

Кидуш в Пасхальный Седер заканчивается словами: «… Который освящает Израиль и пору празднеств». Тем самым, время объявляется священной сущностью; но только свободный человек имеет право совершить Кидуш, то есть приписать некоторому отрезку времени особое значение. Время существует только для того, кто чутко реагирует на его приливы и отливы.

Кто по-настоящему свободен? [↑]

Спасение Из Египта явилось переходом не от рабства к свободе, а скорее от рабства у человека к тому, чтобы стать слугами Господа. К стиху «ибо Мне сыны Израилевы рабы» (Ваикра 25:55), наши мудрецы добавляют указание, «а не рабы рабов (таких людей, как вы)». Поэтому освобождение означало, что человек сбрасывает ярмо, надетое на него другим человеком, и добровольно принимает на себя иго служения Б-гу.

Покорившись Г-споду, человек воистину приобретает свободу. Его перестают мучить гнетущие волнения по поводу его здоровья или грядущей смерти. Мир вокруг нас подчиняется Милосердному, а следуя Его наставлениям, мы достигаем близости к Нему. Тем самым, человек приобретает способность противостоять всем враждебным и опасным для него силам. Его укрепляет вера в трансцендентный порядок, царящий вокруг него, в изначальную милость Бога. Жизненные бури уже не приводят его в ужас. Единственный страх — страх перед Богом. Чем больше человек освобождается от материального и чем больше приближается к духовному, тем больше свободы он обретает.

Сказано в «Пиркей Авот», 3:6: «А скрижали — создание Всесильного [Б-га], и письмена на них — письмена Всесильного [Б-га], вырезанные (харут) в скрижалях». Читай не харут, а херут («свобода»). Ибо только тот свободен, кто занят изучением Торы. Раби Нехунья, сын Аканы, говорит: «С того, кто принимает на себя иго Торы, снимают иго государства и иго повседневного труда. А на того, кто сбрасывает с себя иго Торы, накладывают иго государства и иго повседневного труда».

Маараль в Дерех Хаим объясняет, что в мире действуют три различные силы, определяющих поведение человека: заведенный в природе порядок (как, например, необходимость пахать и сеять), правила поведения, которые определяет государство, и третья сила — это Б-жественная сила, то есть, то, как Б-г повелел миру действовать в соответствии с Торой, данной благословенным Б-гом.

И вот мишна говорит, что, когда человек принимает на себя иго Торы, он переходит под прямую власть Вс-вышнего, и тогда с него снимают иго государства и иго повседневного труда, поскольку эти две силы принадлежат миру, и тот, кто подчиняется непосредственно Б-гу, не может одновременно подчиняться государству и природе.

Избравший подчинение Б-жественной Торе, освобождается от необходимости подчиняться чему бы то ни было еще. В этой мишне «Пиркей авот» говорится, что «изучающий Тору возвышается», а раз так, он оказывается выше природы, то есть правил, определенных мироустройством, и выше внеприродных, человеческих правил поведения; он становится свободным от обеих этих властей.

Объясняет Маараль, что когда человек изучает Тору, он возносится над материальным миром, поскольку разум выше этого мира. Поэтому он и свободен от правил, которые устанавливает природа мира и законы государства: ведь они стоят на уровне этого мира, а изучающий Тору уже оставил этот уровень

Разумеется, без пропитания человек не сможет прожить, и чтобы жить и заниматься Торой, он будет вынужден работать. Однако эта работа не будет для него игом повседневного труда, и все необходимое для жизни он будет добывать с легкостью. Если же человек сбрасывает с себя иго Торы, он тем самым погружается в этот, материальный, мир, поскольку оставляет то (единственное), что может поднять его над ним. Поэтому на него налагаются иго государства и иго повседневного труда, власть которых — это власть этого мира.

Выводить материалы