Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

От рабства к работе

Отложить Отложено

Выйдя из Египта, мы перестали быть рабами и стали свободными людьми. Ме-авдут ле-херут - «из рабства на свободу». Так? Вроде бы, не совсем. 

Что такое свобода? Отсутствие ограничений. Когда я раб, я подчинен другому человеку, который заставляет меня работать и не дает отдыхать - или заниматься чем-то другим.  А когда я свободен, могу делать, что хочу, или вообще ничего не делать.

Если так, то Исход никак не назовешь избавлением от рабства и обретением свободы. Ведь Б-г четко пояснил, что выводит нас из Египта не просто так, а при условии, что мы «будем служить Ему на этой горе» - примем Тору, в которой Он дал нам 248 предписаний и 365 запретов. Какая же это свобода, если нам по-прежнему указывают, что делать, а что не делать?

Рассмотрим слова, определяющие наш удел до и после. С одной стороны, они тоже являются не просто похожими, но и однокоренными. Рабство - авдут (корень а-в-д, аин, бейт, далет). Служение [Б-гу] - авода (тот же корень). Другое значение слова авода - «работа», даже на русском однокоренное слову «рабство». Раб - эвед (тот же корень, только на святом языке первая буква аин с другой огласовкой). Служитель, работник - овед (то же). 

И до, и после освобождения, нам надо работать. Свободу отлынивать от труда нам никто не давал.

Но с другой стороны, разница все-таки есть. Тот же корень, то же значение работы и труда, да не совсем то.

В чем же разница?

В том, какая работа - и для какого человека.

По словам мудрецов, жестокость египетского рабства заключалась в том, что мужчин заставляли заниматься «женской работой» (аводат нашим), а женщин - мужской. Как это? - спросят многие в современном мире. Ведь между мужчинами и женщинами нет разницы, и любая работа подходит для обоих полов! Правильно, сделаем мужчину нянькой в яслях или воспитательницей в детсаду, или медсестрой в больнице. Тьфу, что за слова - «нянька», «воспитательница», «медсестра»! Он же мужчина, значит, он должен быть «нянем», «воспитателем», «медбратом». Медсестры пусть помогают рожать женщинам, а медбратья - мужчинам. Мужчинам - рожать?! Ну да, ведь все равны, вы что, забыли? Никакой дискриминации. Свободный мир!

Нет, батеньки, это не свобода. Это рабство. Как отец, я должен помогать жене в уходе за маленькими детьми. Но делать это своей профессией и работать в яслях? Не знаю, как это для «современных» и «продвинутых» мужчин, а для меня это было бы рабством. А для моей жены было бы рабством постоянно заниматься интеллектуальным анализом Талмуда, хотя для меня это удовольствие. И некоторые другие занятия, невзирая на то, что некоторые очень «продвинутые» женщины туда рвутся. Потом, впрочем, все-таки хотят и иметь детей, иначе чувствуют, что в жизни чего-то не хватает...

Рабство - это когда человеку приходится заниматься не своим делом. А своим делом заниматься не удается. Когда евреев вместо того, чтобы заниматься Торой и служению Б-гу, к которым они предрасположены, заставляют класть кирпичи на стройках. Когда прирожденному музыканту или поэту приходится ради заработка на хлеб торговать на бирже - даже если при этом он в результате заработает больше и сможет позволить себе больше удовольствий. 

А свобода - это отсутствие ограничений - в развитии природного потенциала человека, данного ему Б-гом, и достижения того, на что он способен. Свобода евреям изучать Тору, свобода музыканту сочинять и исполнять музыку, свобода прирожденному бизнесмену предпринимать. 

Причем свобода не значит, что человек все делает добровольно и по выбору, а мог бы и не делать. Нет, еврей обязан изучать Тору, бизнесмен - торговать, композитор - если в этом его профессия - писать музыку. А если в конкретной ситуации и не вынужден с точки зрения профессиональных обязательств, все равно, если это его призвание, чувствует, что «сам Б-г велел», «не может не писать». 

А если у него самого не достаточно развито такое чувство, то его может быть и полезно толкать на выполнение своего дела. И ограничивать его свободу заниматься другими вещами, которые будут его отвлекать от выполнения своей роли и растрачивать зря его драгоценные силы, а то и вовсе портить его. 

Так что не всякая свобода действий - есть истинная свобода. А то ведь и раб свободен - делать то, что ему прикажут. Но эта свобода ему не нужна. Как и многие другие, не стыкующиеся со свободой выполнения своего предназначения. Президента Обаму как-то спросили в интервью, чего ему не хватает. Он ответил: возможности просто погулять с семьей в парке без всех этих охранников и т. д. В этом он не свободен. Но он сам от этой свободы отказался (как и от многих других свобод) ради того, чтобы получить свободу осуществить максимальный потенциал, к которому, как чувствовал, был предрасположен - стать президентом США.

И если человек не понимает, в чем заключается его призвание, и ничто его не заставляет встать на правильный путь, то он может сам уйти от своей истинной свободы и загнать себя в рабство. Тот же Обама президентом-то стал, но в самой должности так уж ли свободен осуществлять то, что считал своим предназначением? Хотел улучшить свою страну в соответствии со своими представлениями - а строптивый Конгресс не дает. Хотел помирить разные политические силы и в своей стране, и во всем мире - а они, такие-сякие, все настаивают на своих идеях и интересах, и не хотят соглашаться и мириться. Не хотел Обама на самом деле принимать санкции против России или совершать интервенцию в Ливию - а механизмы политики заставили. Да еще и тратить свое природное красноречие на оправдание всех тех действий, которые не хотел совершать. Можно понимать всех и желать всем мира, но когда ты мыслитель, то свободен этим заниматься, а когда политик, приходится действовать, порой жестко, враждовать, пачкаться. Если для этого ты создан, так и действуй и наслаждайся свободой достижения своего потенциала и выполнения своей роли. Если же нет - то, даже если формально это повышение, на практике это рабство. Но пусть сам решает, работник он или раб. А мы должны решать для себя.

Человеку свойственно стремление к повышению и достижению успеха. Но не всякая роль, которая со стороны выглядит высокой и почетной, и в самом деле таковая. Может быть, для одного человека это действительно почетная работа, а для другого окажется рабством.

А как же знать, в чем моя роль, и куда стремиться?

Обычно то, что является призванием человека, он ощущает, что «сам Б-г велел». К этому он предрасположен, и «не может этого не делать». Иногда кажется, что другие добились чего-то благодаря своей активности, а он, значит, не проявил должной сноровки и упустил шанс. Но это не обязательно так. Скорее, другие активны потому, что их на то толкает Б-г, они в силу своего характера и обстоятельств не могли поступить иначе, для них это естественно. А если этого человека Б-г не толкнул, то и не надо толкаться. (Будет только неестественно, и попадет в дурацкие ситуации, а то и получит по морде.) На то, что человек должен совершить, Б-г его толкнет. Либо сам человек почувствует, что должен действовать и не может иначе, либо другие попросят так, что не сможет отказаться. Авраам сам почувствовал, что должен найти и познать Творца, а затем открыть его всему миру, вопреки всем господствующим представлениям, и предпринял активные действия. А Моше сам никуда не рвался, а просто пас овец своего тестя, но Б-г явился и заставил принять на себя свою великую миссию. 

Когда надо, Б-г закроет человеку путь, уводящий в сторону от его цели, и ограничит свободу действий, отвлекающих его от исполнения своей роли и растрачивающих даром его потенциал. И толкнет на путь к цели. На действия, выполняя которые, человек максимально реализует свой потенциал и исполнит свое предназначение. Это и есть спасение из рабства и обретение истинной свободы. Чего всем нам и желаю.

Теги: Недельная глава, Политика, мировоззрение, Актуалия, Феминизм