Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Являются ли в иудаизме женщины людьми второго сорта?

Темы: Предназначение, Ктуба, Женщина, Депрессия, Положение женщины в обществе

Хочу спросить у Вас: являются ли в Иудаизме женщины людьми второго сорта? Ведь в Торе сказано, что Адам будет господствовать над Евой. Если нет, почему измена жены не прощается, а мужа прощается? Очень надеюсь получить от Вас ответ. N.

Отложить Отложено
Отвечает Рав Рафаэль Шустер

Шалом, N.!

В таком коротком письме у Вас получилось затронуть несколько фундаментальных вопросов иудаизма. Чтобы разобраться в них подробно, потребовалась бы целая серия лекций. Но, поскольку у нас другой формат, попробуем «пройтись» по главным принципам вкратце.

1. Считает ли иудаизм женщин людьми второго сорта?

Что в принципе побуждает нас делить людей на сорта? — Восприятие людей как «набора единиц». То есть «по большому счету все люди одинаковые, и для того, чтобы нам было удобней с ними “работать”, мы делим их на сорта».

Иудаизм полностью отвергает такой подход. Каждый человек вне зависимости от пола, национальности и т.д. является единственным в своем роде. Таких, как он, никогда не было и никогда не будет. У каждого человека есть своя конкретная задача в этом мире, и только он/она может выполнить ее.

Основываясь на этой идее, мы можем понять, что среди людей не может быть деления на сорта. Оставим такой подход для картошки.

2. Что касается измен. Конечно же, нет никакого оправдания мужской измене… То, что сказано ниже, — чисто теоретическое объяснение… Поскольку Тора в принципе позволяет мужчине иметь несколько жен, мы не можем говорить о таком понятии, как мужская верность или мужская измена.

Поэтому более корректный вопрос, как мне видится, — почему Тора позволяет многоженство, но не позволяет женщине иметь несколько мужей?

Для этого нам нужно понять, как иудаизм смотрит на брак и его функции. Брак между мужчиной и женщиной в иудаизме (в отличие от принятого сегодня подхода) не является двусторонним договором с равными правами и обязанностями сторон.

Наоборот, если мы обратим внимание на то, что написано в Ктубе (традиционном еврейском брачном договоре), то увидим, что там перечислены обязанности мужа и права жены. То есть с точки зрения иудаизма мужчина несет ответственность за свою семью перед женой.

Тогда как у жены таких обязательств по Ктубе практически нет.

Иными словами, союз между мужчиной и женщиной по Ктубе больше похож на взаимоотношения родителя и ребенка. В таких отношениях взрослый несет весь груз ответственности, а ребенок по большому счету пользуется своими правами.

С другой стороны, у родителя может быть несколько детей, и мы не считаем это предательством или изменой. Хотя первый ребенок вполне может воспринимать рождение последующих именно так.

Но у ребенка не может быть несколько родителей.

Похожим образом у мужчины может быть несколько жен, но у жены не может быть больше одного мужа одновременно.

Это очень краткий ответ, и он, безусловно, не может полностью осветить те глубокие темы, которые Вы затронули.

Рекомендую Вам посмотреть на нашем сайте материалы о взгляде иудаизма на роли мужчин и женщин. Это поможет глубже понять, почему иудаизм в принципе разрешает многоженство, а также — почему мы фактически перестали практиковать это последнюю тысячу лет.

(См., например, ответы «Почему в субботнем гимне о добродетельной жене описана женщина-добытчик?», «Нужен ли религиозным женщинам феминизм?», «Дискриминируют ли женщин в иудаизме», статью «Многоженство» и т.д.).

С уважением, Рафаэль Шустер


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше