Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Отношения с внуками, Нерелигиозные родители
Шалом! К нам на днях приехала бабушка, которая привезла с собой просто огромное количество некашерной колбасы. Притом что она прекрасно знает, что это никто не ест. Я заметила, что она подкармливает мою старшую дочь (ей 2 года) ей. Уровень моего раздражения просто зашкалил, и я ей сказала, что это недопустимо, что я запрещаю так делать и вообще не хочу хранить эту колбасу дома. Она ответила, что моя дочка сама попросила колбасу и она не могла же ей отказать (конечно, такое могло произойти, т.к. дочка видела, как бабушка ест колбасу, и захотела тоже). Закончилось все огромной обидой. Все родственники и друзья ее теперь негласно обижаются. Хотя я не повысила голос на бабушку и не говорила ей ничего плохого. Эта ситуация уже прошла, но мне хочется знать, как себя вести в подобных ситуациях, тем более где-то через месяц мы поедем в гости к маме мужа и я хочу быть максимально корректной, но все же не отходить от рамок Торы. Л.
Уважаемая Л.!
С точки зрения Галахи Вы совершенно правы, когда не позволяете родственникам вмешиваться в то, каким Вы хотите видеть свой дом с религиозной точки зрения. По Галахе почитание родителей, а также и других родственников кончается там, где они требуют от нас или вынуждают нас своим поведением нарушать законы Торы. Т.к. и мы, и они обязаны выполнять волю Всевышнего.
С другой стороны, видимо, Ваша родня совершенно не подготовлена духовно к Вашему религиозному «помешательству». Т.е. я предполагаю, что если бы Вы с мужем решили быть вегетарианцами, то бабушке и в голову не пришло бы привозить в ваш дом колбасу. А тут она, видимо, нацелена на то, чтобы «спасать» вас от самих себя. Поэтому должны быть очень чётко расставлены точки над i, а именно: вы горячо любите своих родственников и очень им рады, но в вашем доме будут соблюдаться те правила, которые вы как два взрослых человека установили. Вы ни на секунду не настаиваете на том, чтобы родственники жили по этим правилам у себя дома, но, находясь у вас, они должны эти правила соблюдать. А если им это не подходит, то вы вполне готовы приехать к ним в дом с визитом (подумаете, брать ли с собой детей), и там вы никого не будете вынуждать отказываться от своего образа жизни. Если же это предложение, высказанное, как Вы говорите, с уважением и без всякого крика и эмоций, не принимается и на Вас обижаются, — что ж, в демократическом обществе у людей есть право на обиду.
Поэтому постарайтесь быть очень внимательной внучкой во всём, что не касается религиозных вопросов, прислушивайтесь к бабушкиным советам и замечаниям, благодарите за внимание и помощь, но ни в коем случае не уступайте в вопросах соблюдения заповедей. (Очень важно советоваться с раввином там, где речь идёт не о религиозных запретах, а о том, что принято, чтобы зря не «устрожать» закон и не ухудшать ситуацию. Везде, где можно, стоит идти родственникам навстречу, например, можно выпить у них стакан чая, т.к., вероятно, в этой посуде никогда ничего некошерного не было. В таких случаях стоит попросить у раввина «облегчить» закон).
Что касается вашей поездки к свекрови, думаю, очень важно, чтобы сын её подготовил: вы совершенно не собираетесь морочить ей голову правилами кашрута, а поэтому вареную пищу будете готовить себе сами, но с удовольствием будете есть у неё свежие овощи и фрукты. Привезите с собой пару кастрюлек, небольшую электрическую плитку, нож, дощечку и одноразовую посуду. И так можно будет устроиться, если родственники не заинтересованы провоцировать конфликт. Точно так же — с соблюдением субботы. Вы им совершенно не указываете, как жить, но вы не можете сидеть в комнате, где, скажем, включили телевизионную программу, или принять участие в какой-нибудь загородной поездке. Эти условия вашего визита должны быть оговорены между Вашим мужем и его родителями заранее, и надо выразить им огромную благодарность за то, что они готовы пойти вам навстречу, даже если их это очень утруждает. Только если родители согласятся, будет возможность сделать ваш визит приятным и доставить бабушке и дедушке удовольствие побыть с детьми и внуками. Вы совершенно не хотите приезжать для того, чтобы вести споры на религиозные темы. Вы уважаете их путь по жизни, но вы выбрали свой путь и как взрослые люди имеете право по нему идти.
Если вы сможете ограничиться только этим, а не пытаться воспитывать родителей или переучивать их, то через какое-то время ваша родня смирится с вашим новым образом жизни. Будем помнить, нет заповеди воспитания родителей и родственников.
Желаю удачной поездки и построить хорошие отношения с роднёй.
С уважением, Ципора Харитан
N.B.
Ещё одно действие, полезное при всех обстоятельствах: помолитесь Всевышнему, чтобы Он помог Вам выполнить Свою волю (т.к. вы хотите это сделать), сохраняя мир в семье, и вложил в ваши уста наиболее подходящие слова, которые хорошо повлияют на родных.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»