Темы: Эмор, Оцарот, Чтение для детей
«И не бесчестите святого имени Моего, дабы Я был святим среди сынов Израиля, Я, Господь, Освящающий вас, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб быть вам Б-гом. Я Господь» (Ваикра 22:32, 33).
Рабейну Овадья Сфорно[i] объяснил это так: «Вот что сказал Святой, благословен Он, Израилю: “дабы Я был святим среди сынов Израиля, Я, Господь, Освящающий вас” — иными словами: “Я готов освятить Свое имя в мире с помощью чудес и знамений, которые совершу для вас, если и вы будете святы и достойны этих чудес”.
И не говорите, что в этих поколениях не бывает чудес. А помните, что Я — Тот, Кто “вывел вас из земли Египетской, чтоб быть вам Б-гом”. Я совершил у вас на глазах все знамения и чудеса в Египте и в пустыне. “Я Господь” — и как совершил Я чудеса в те дни, так готов совершить их в сейчас, лишь бы вы были достойны этого».
Сейчас такое время, когда народу Израиля больше, чем когда-либо, необходимо единство. Нам следует проявлять «беспричинную любовь» друг к другу, чтобы приблизить Избавление и восстановление Храма[ii].
Расскажем историю, которая произошла в 2023 году, когда в Израиле особого единства не было (мягко говоря). Это трогательная и удивительная история показывает, что существует и другой путь; что даже у людей, поддавшихся на провокации и пропаганду, есть еврейское сердце и достаточно малой искры, чтобы зажечь его.
Рассказывает харедия, живущая в одном из религиозных городов, которая и является героиней этой истории:
Мы с младшим сыном оказались в больнице. У него был аппендицит, потребовалась операция, и теперь он лежал в послеоперационной палате. На соседней койке находился младенец, родные дежурили около него круглые сутки.
Похоже, наш с сыном хасидский вид и такой же внешний вид родственников, приходивших нас навестить, не очень-то понравился соседям по палате. Их одежда свидетельствовала, что они не соблюдают мицвот. Они бросали на нас весьма выразительные взгляды, не скрывая своего недовольства таким соседством.
К сожалению, состояние того младенца было тяжелым, его родители и родственники находились в постоянном напряжении, нелегко им было… И всё же они не забывали периодически демонстрировать свое отношение к «досам» («ультраортодоксам»), разделяющим с ними больничную палату.
Я решила не обращать на это внимания, говоря себе, что причина их враждебного отношения — подстрекательство в СМИ и страдание из-за болезни ребенка. Пробовала предложить помощь, что-то купить для них, помочь, чем смогу, но они с негодованием отказались.
— Может, я могла бы хоть помолиться о вашем сыне? Я ведь все равно читаю Тэилим (Псалмы), могу добавить и его имя в молитву.
Мать устало посмотрела на меня:
— Я в это не верю, так что нет необходимости, спасибо.
Но мне почему-то захотелось настоять на своем, хотя обычно я так не делаю:
— Какая вам разница? Если и не поможет, то ведь и не повредит. Я всё равно молюсь за исцеление множества больных. Буду рада добавить и имя вашего ребенка.
Она взглянула на меня с удивлением, помолчала и, наконец, ответила тоном, которым говорят с ненормальными:
— Ладно, если вы так настаиваете, его зовут Янив-Маор бен-…
— Янив-Маор бен-Михаэла, — закончила я прежде, чем она успела договорить.
— Верно, откуда вы знаете? — изумилась она.
А я просто показала ей список имен, который у меня приклеен к Сидуру (молитвеннику). Там стояло и имя этого ребенка.
— Я не понимаю! Мы с вами незнакомы, я никогда вас не видела! Как может быть, что вы молитесь за моего сына?
Я и сама была в изумлении. Нам дали это имя неделю назад, и для меня стало сюрпризом, что по решению Провидения я оказалась в той же палате, что и этот ребенок из списка.
— Не я одна молюсь за него, — ответила я Михаэле. — Мой муж и другие люди тоже упоминают его имя в молитвах об исцелении. Одна женщина из нашей синагоги работает здесь медсестрой, она часто приносит нам имена больных — особенно, если ей кажется, что за них больше некому помолиться. Неделю назад она принесла и имя вашего сына, с того момента вся община молится за него.
— Неделю назад? — Михаэла смотрела на меня ошеломленно, будто не находя слов. Затем она повернулась к ребенку и замолчала. Я тоже была как-то смущена этой ситуацией, потому повернулась к сыну, открыла Тэилим и продолжила молиться.
Часа через два Михаэла подошла ко мне, предложила попить и спросила, как меня зовут. — Шира, — улыбнулась я и поблагодарила за питье.
Было видно, что она сильно растеряна, и я предложила ей посидеть рядом со мной.
— Так трудно быть здесь с больным ребенком, — произнесла я, чтобы уменьшить напряжение.
— Вы даже не представляете, как трудно, — подтвердила она. — Наша ситуация совсем не простая. И сначала врачи только расстраивали нас. Но вдруг неделю назад что-то изменилось и, по их словам, появилась надежда…
— Слава Б-гу, — улыбнулась я.
— Вы не понимаете, что сделали для меня, — вздохнула Михаэла. — Когда вы вошли и я увидела ваш головной убор и пейсы вашего мальчика, меня охватило раздражение. В эти месяцы я часто ходила на акции протеста, и люди из вашей… группы населения — последнее, что мне хотелось бы видеть. Уклонисты, паразиты, фанатики, дремучие мракобесы. Прошу прощения… И вдруг оказывается, что вы уже неделю молитесь за моего сына, которого даже не знаете, — и не вы одна, а вся община. Как раз с того дня, как вы начали молиться, Янив пошел на поправку… Теперь всё для меня выглядит по-другому…
Тут Михаэла расплакалась, ей было трудно продолжать. Я пожала ей руку и сказала, что всё понимаю и всё в порядке. Ей и не нужно продолжать. Я просто рада, что Яниву полегчало и, с Б-жьей помощью, он скоро вернется домой здоровым. Михаэла посмотрела на меня глазами, полными слез, и произнесла только одно слово, которого я уж точно от нее не ожидала:
— Амен! (Меа у-Шнаим Сипурим)
[i] Раби Овадья бар-Яаков Сапорно (Сфорно; ок. 5230-5310 / ок. 1470-1550 Италия) — знаменитый комментатор Писания.
[ii] Поскольку Храм был разрушен из-за того, что евреи проявляли беспричинную ненависть друг к другу, он будет восстановлен, только если мы начнем проявлять к друг другу беспричинную любовь.
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?