«И сказал: не Яаков отныне имя тебе будет, а Исраэль…» (Берешит 32:29).
Всевышний изменил имя «Аврам», добавив к нему букву «hэй» и превратив его в «Авраам». В Гмаре (Брахот 13а) об этом сказано: «Учил Бар-Капара: всякий, кто называет Авраама “Аврам”, нарушает предписывающую заповедь. Раби Элиэзер говорит: такой человек нарушает запрет (запрещающую заповедь)». Но, когда речь идет об именах Яаков и Исраэль, такого предписания / запрета нет. В чем же различие между «переименованиями» Авраама и Яакова?
Следующий рассказ Шпольского Дедушки[i] поможет нам лучше понять ответ.
Дэр Шполер Зейде приехал в одно из местечек, где состояние еврейской общины было весьма плачевным. Он развил там бурную деятельность, открыл хедер для детей, организовал уроки Торы и постепенно ситуация начала улучшаться.
Однако два мальчика так далеко зашли по опасному пути, что оставалось только исключить их из хедера. Они продолжали деградировать и, в конце концов, собрали банду хулиганов, которая занялась грабежом, а там дошло и до убийств.
Но «сколько веревочке ни виться, а конец будет». Банда уже наводила ужас на всю округу, и власти устроили облаву. Даже армию задействовали. В результате захватили всю группу, включая этих двоих евреев.
В ходе показательного суда выяснилось, что эти евреи и являются главарями банды. Им был вынесен смертный приговор. Исполнение приговора было назначено на субботу. В тот день множество местных жителей собрались на городской площади, рассчитывая увидеть казнь бандитов.
Среди собравшихся был и раби Йеуда-Арье-Лейб. Он надеялся, что в последний момент сумеет подать этим евреям знак — раскаяться перед смертью, которая искупит их грехи…
Парней уже вели к виселице, но в последний момент к ним подошел христианский священник с предложением, от которого практически невозможно отказаться: они будут помилованы, если согласятся принять христианство. Священник показал евреям крест и пояснил: если они поцелуют его, это будет знаком их готовности креститься. Тогда прежние грехи будут им прощены.
Они попросили время посовещаться, и им дали это время. А затем они попросили большой крест. Священник был счастлив, крест принесли. Взгляды всех присутствующих были устремлены на парней. Они взяли крест и… швырнули его на землю так, что он разлетелся в куски…
Священник побагровел. Он потребовал сурового возмездия за осквернение своей святыни. И поскольку кары более тяжелой, чем смертный приговор, закон не предполагал, священник, посоветовавшись с властями, решил подвергнуть осужденных перед смертью страшным истязаниям…
Но парни, которые до недавнего времени возглавляли банду грабителей и убийц и не останавливались ни перед каким преступлением, не испугались пыток. В последние мгновения жизни они вместе запели слова субботней молитвы: «Возрадуются соблюдающие Субботу, называющие ее блаженством, приходу Царства Твоего…» И пели, пока души их не отлетели в мир иной в чистоте и святости…
Еврей может в одно мгновение измениться, взлететь из адской тьмы к сияющей вершине.
Отсюда и ответ на наш вопрос. Имя «Аврам» было изменено на «Авраам», поскольку сначала этому человеку было предназначено стать «отцом для Арама» (ав-арам), а затем его предназначение было изменено: ему предстояло стать «отцом всего мира», «отцом множества народов» (Берешит 17:5). Это было однозначное, необратимое изменение. «Отец множества народов» — нечто качественно иное, чем просто «отец Арама».
В отличие от этого оба имени Яакова сохранили свой смысл, и в его потомках навсегда запечатлены оба связанные с ними качества. Даже когда еврей опускается так, что ниже уже некуда, он остается евреем, потомком Яакова. И именно поэтому он может моментально взлететь на самый высокий уровень, который получил от Яакова, — к имени «Исраэль», знаменующему достижение вершины. (Лэламедха)
[i] Раби Йеуда-Арье-Лейб Геронди из Шполы (Дэр Шполер Зейде, Шпольский Дедушка, 5485-5572 /1724-1811, Украина) — знаменитый хасидский праведник и наставник, принадлежавший к первому поколению хасидизма.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»