Темы: Яаков, Обман, Первородство, Эсав, Жертвоприношения, Рав Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, ув. ребе! Меня мучает вопрос относительно истории Яакова и Эсава: разве можно родному брату, когда он голоден, продавать еду? Разве не должны быть чувства братской любви, отдать последнее, но помочь брату? Р.
Шалом, уважаемый Р.,
Действительно, Тора рассказывает нам следующее: «И сварил Яаков похлебку, и пришел Эсав с поля, а он устал. И сказал Эсав Яакову: Дай же мне глотнуть от этого красного, красного, ибо устал я… И сказал Яаков: Продай, как сей день (ясен), твое первородство мне. И сказал Эсав: Вот я близок к смерти, для чего же мне первородство? И сказал Яаков: Поклянись мне, как сей день (ясен). И поклялся ему, и продал свое первородство Яакову. А Яаков дал Эсаву хлеб и похлебку чечевичную, и тот ел и пил, и поднялся, и пошел, и пренебрег Эсав первородством»[1].
Давайте попробуем разобраться. Для этого — обратимся к комментариям наших мудрецов на Тору.
Часть комментаторов[2] говорит о том, что сделка Яакова и Эсава заключалась не в продаже еды за первородство. Еда, которой Яаков накормил Эсава, была только ЗНАКОМ того, что сделка состоялась. Яаков накормил его уже после того, как они обо всём договорились. А в чём же, в действительности, состояла их сделка?
Комментаторы[3] говорят, что за немалые ДЕНЬГИ Яаков приобрёл у Эсава бэхора (права первенца). Яаков предложил Эсаву сумму денег, равную доле того в наследстве, — ещё при жизни отца. Эсаву такая сделка представлялась крайне выгодной — ведь на момент смерти (т.е. тогда, когда наследство действительно будет поделено между сыновьями) его отец, Ицхак, может оказаться неимущим, не оставить никакого богатства. Было и ещё одно соображение. Эсав вёл довольно опасную жизнь: например, одним из его занятий была охота на диких зверей в лесах. Поэтому Эсав имел основания опасаться, что умрёт раньше отца и не получит наследства вовсе («Вот я близок к смерти…»). И сделка казалась ему весьма заманчивой.
У сделки была и другая часть — духовная. Жертвоприношения в то время были службой первенцев[4]. (Позже эта работа перешла к коэнам и левитам).
Мидраш Рабба[5] рассказывает, что Эсав поклонялся идолам, вступал в запрещенные связи и убивал. Яаков знал это и именно по этой причине решил выкупить права первенца у Эсава — преступник недостоин приносить жертвы Всевышнему[6].
Эсав поинтересовался: «В чём состоит это служение Всевышнему?» Яаков рассказал ему о запретах и ограничениях, которые обязан соблюдать тот, кто приносит жертвы: не пить вина, по-особому стричь волосы… Рассказал и о наказаниях, положенных за нарушения. Услышав всё это, Эсав удивился: «Зачем же мне это нужно?!»[7] (и пренебрёг первородством, продав его Яакову, о чём прямо сказано в Торе, см. выше).
Но всё равно, спросите Вы, разве можно так поступать? Разве можно «манипулировать», рассказывая лишь о запретах и наказаниях, используя момент, когда брат смертельно устал и голоден?
Рав Яаков Каменецкий спрашивает в своей книге Эмет лэ-Яаков: разве достойно такое поведение нашего праотца Яакова, о котором известно, что он — символ истины, отличался правдивостью, был абсолютно честен, обладал качеством дэрэх эрец — всегда уважительно относился к людям?
И отвечает: из этого рассказа следует важный принцип, касающийся истины. Ведь и истину следует сообщать другому человеку с мудростью. Рав Каменецкий приводит пример: некто Реувен спасается бегством от преследователя, угрожающего его жизни. И забегает, например, к Шимону, который соглашается его спрятать. Когда же приходит преследователь, Шимон честно отвечает ему на вопрос, где находится Реувен. Ведь Шимон — «не хочет обманывать». Разве это может называться истиной? Конечно, нет! В некоторых случаях человек должен использовать хитрость, согласно тому, что сказано в Тэилим: «с хитрым — по хитрости (его)»[8].
Ведь когда приходится иметь дело с опасным обманщиком, таким, как Эсав, иногда нет иного выхода, кроме хитрости, и невозможно раскрыть всю истину до конца. Такое поведение по отношению к обманщику и злодею нормативно, и нисколько не противоречит «образу» Яакова как символа истины.
Но, как следует из слов рава Яакова Каменецкого, такое поведение, разумеется, недопустимо по отношению к родному брату (как и любому другому человеку), если тот старается придерживаться праведного пути.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон
[1] Берешит 25:30-34.
[2] РаШБаМ, Сфорно и др.
[3] Кли Якар, Даат зкеним ми-баалей а-тосфот и др.
[4] РАШИ.
[5] К Берешит 25:29.
[6] РАШИ на 25:31.
[7] РАШИ.
[8] 18:27.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Овадья Климовский
Почему иногда одно, а иногда другое?
Рав Шломо Гольдман
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Куклин
В последнее время меня очень волнует тема лжи.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Во времена Храма евреи были должны приносить постоянные жертвы. Выбор животных и процесс жертвоприношений напрямую связаны с чертами характера, которые должны были культивировать сыны Израиля.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Перед праздником Песах
Рав Зеев Гершензон
И о музыке в более узких аспектах?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Беhаалотха»
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Увидеть в чудесах — чудеса?
Рав Яков Шуб
Какие чувства правильно испытывать, узнав о ликвидации группы террористов, готовивших теракты на территории Израиля? Что об этом говорит царь Шломо? А Шмуэль а-Катан? Можно ли благодарить Всевышнего за падение наших врагов?
Рав Овадья Климовский
В чём заключается смысл десяти казней?
Рав Овадья Климовский
Рав Овадья Климовский
Большинство осталось там?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: езжу в командировку в город, где нет синагоги, а в доме, где останавливаюсь, висят иконы; как мне там молиться? Можно ли молиться в помещении, где есть предметы идолопоклонства? Какие могут быть варианты?
Рав Овадья Климовский
Я, хоть и верю в это, не могу объяснить хорошо...
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Рав Реувен Куклин
Хочу знать и ваш вариант ответа...
Рав Яков Гельфман
Сам Б-г с Моше никогда не говорил?
Рав Яков Гельфман
Почему народ попросил, чтобы Б-г передал заповеди через Моше?