Темы: Беаалотха, Оцарот, Чтение для детей
«И оговаривала Мирьям и Аарон Моше… И услышал Господь. И сказал Господь… как же не убоялись вы говорить против раба Моего, Моше?» (Бемидбар 12:8).
Поразителен комментарий раби Йосефа Яавеца (в его толковании к Пиркей Авот). Он полагает, что нам следует полностью осознавать опасность осквернения Имени Небес. Закрывать глаза бесполезно, поэтому необходимо досконально изучить вопрос, чтобы уберечься от опасности.
Мишна сообщает: «…с каждого, кто оскверняет Имя Небес скрыто, будут взыскивать Свыше явно. И неважно, делает он это по ошибке или злонамеренно, когда речь идет об осквернении Имени Б-га» (Авот 4:4). Опорочить Имя Всевышнего — самое тяжкое преступление в мире. Самые страшные грехи человек может искупить раскаянием, силой Йом-Кипура и страданиями. Но грех осквернения Имени искупается только муками смерти — или действиями ради освящения Имени.
Мы знаем, что такое порочить Имя Небес публично: совершать поступки, недопустимые для религиозного человека, нарушать заповеди. Но кто знает, что такое осквернять Имя Небес втайне?
Раби Яавец объясняет: тот, кто говорит дурное о ближнем, — порочит Имя Небес втайне! Почему? — Если тот человек, о котором злословят, неожиданно войдет в комнату, говорящий замолчит на полуслове. Следовательно, сплетник стыдится человека, а Творца мира не стыдится…
Гмара неслучайно уподобляет злословие идолопоклонству: ведь идолопоклонники —словами или действиями — отрицают, что Творец управляет миром. То же самое делает злословящий: он боится, как бы «объект злословия» не услышал его, но не боится Творца, Который слышит всё. Так он оскверняет Имя Всевышнего в глубине своего сердца. А расплатиться за это предстоит явно, прилюдно — если он не успеет раскаяться и сойти с опасного пути.
Мы говорим об этом не затем, чтобы жаловаться или обличать. Мы хотели бы лишь извлечь урок и исправить свой путь. Важно помнить, что Творец видит и слышит всё и что вся земля полна славой Его (Йешаяу 6:3). Поэтому наша обязанность — вести себя сдержанно, даже если в нас живут гнев и претензии к кому-то. Мы должны оберегать свой язык — и так убережемся от опасности.
Однажды учительница дала девочкам задание: принести целлофановый пакет и упаковку картошки.
На следующий день, когда ученицы принесли это, она сказала: «Вспомните каждого, кто когда-либо в жизни сделал вам что-то нехорошее и кому вы этого до сих пор не простили. Возьмите картофелину, напишите на ней имя этого человека и положите в пакет. На другой картофелине — имя следующего обидчика и т. д.».
Ученицы принялись сосредоточенно выполнять задание. Достаточно быстро стало видно, что пакеты наполняются неодинаково.
Некоторые ученицы писали имена подруг из детского сада и младшей школы, с которыми они ссорились, или имена других людей, недобрую память о которых они хранили всё это время.
— Теперь, — объявила учительница, — вы должны носить эти пакеты с собой, куда бы вы ни шли, в течение целого месяца.
Ничего не поделаешь, учительницу надо слушаться, и девочки таскали с собой пакеты с картошкой повсюду целый месяц. С ним они ходили в школу, в кружки, на игровую площадку, даже спать ложились с пакетом. Каждая ученица по достоинству оценила тяжесть своего пакета, который не позволяла ей жить в свое удовольствие.
В конце месяца учительница снова собрала их всех в классе и сказала:
— Эта метафора самым наглядным образом показывает, какую цену мы платим за злопамятство, когда не отпускаем всю нашу боль и гнев на других людей. Так мы расплачиваемся за свое негативное восприятие людей и ситуаций. Иногда мы думаем, что простить других людей — это сделать им подарок. Но теперь для нас должно стать очевидным, что прощение — это наш подарок самим себе. С его помощью мы очищаем сердце от злопамятства, чтобы вновь стать радостными и счастливыми.
Жизнь слишком коротка, чтобы расходовать ее на гнев и обиды. Если освободимся и отпустим все дурные чувства, которые копились в наших сердцах на протяжении многих лет, облегчим себе жизнь. Сделаем себе подарок — простим. Очистим сердце, расстанемся с «тяжелым пакетом», сбросим этот непосильный груз. А когда мы проявляем снисхождение к ближнему, на Небесах проявляют снисхождение и к нам (Маайан а-Шавуа).
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»