«И принесли жертву свою пред Господом: шесть крытых повозок и двенадцать быков, — по повозке от двух начальников и по одному быку от каждого…» (Бемидбар 7:3).
Святая Книга Зоар отмечает, что слово «Тора» связана со словом «ораа» — «указание», «преподавание». Тора — наставление и инструкция, и нет в ней ни одного раздела, из которого нельзя было бы извлечь ценный урок, правило поведения и практический закон. «Ибо я преподал вам доброе учение (урок)» (Мишлей 4:2): Тора — это книга, из которой можно извлечь все добрые уроки!
В нашей недельной главе рассказывается о дарах от начальников колен Израиля в день, когда был помазан жертвенник Мишкана (переносного Храма). Каждый из глав колен принес серебряное блюдо, серебряную кропильницу, золотую ложку, наполненную благовониями, а также жертвенных животных для всесожжения, искупительной жертвы и мирной жертвы.
Однако в начале этого раздела сказано: «И принесли жертву свою пред Господом: шесть крытых повозок и двенадцать быков, — по повозке от двух начальников и по одному быку от каждого…». Эти повозки были отданы левитам, чтобы те могли с их помощью перемещать Мишкан.
Интересно. Жертва была индивидуальной — каждый из начальников приносил своих жертвенных животных. То есть, их служение Б-гу было индивидуальным. Но повозка, предназначенная для груза, для «несения бремени», была общей: «по повозке от двух начальников». Каждые два быка тянули одну повозку.
Чему это может нас научить? У каждого рода — своя традиция и свое служение, но, тем не менее, «вместе колена Израиля» (см. Дварим 33:5). Начальники колен собираются вместе и несут общее бремя, объединяя усилия, т. к. ощущают свою ответственность перед всей общиной. Ведь у всех одна цель и одно направление — идут, куда ведет Всевышний, идут за облачным столпом, движущимся перед станом Израиля.
Когда они действуют в единстве, сотрудничают — с ними Шхина (Б-жественное присутствие), как говорит Рабейну Сфорно: «“по повозке от двух начальников” — в знак братства между ними, ибо благодаря этому они удостаиваются того, чтобы Шхина пребывала с ними».
Как сказано: «И был в Йешуруне царь (намек на Шхину), когда собирались главы народа вместе…» (Дварим 33:5). А в противоположном случае (Ошеа 10:2): «Разделено сердце их — будут они теперь осуждены: сокрушит жертвенники их и памятные камни их разобьет он (враг)» (Бэха Батахну).
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»