Темы: Песах, Седер Песах, Оцарот, Рассказы, Отношения с людьми
«Вот хлеб бедности[1]…» Хамец (квасное) во всех его «проявлениях» символизирует излишества и роскошь. А маца, хлеб бедности, символизирует способность довольствоваться малым.
Возникает вопрос: если нужно воздерживаться от излишеств, почему мы едим хамец весь год? А если разрешено наслаждаться ими, почему воздерживаемся от квасного в Песах?
Ответить на этот вопрос поможет следующая притча. Полицейский поймал вора и пристегнул его к себе наручником. Прохожие, видя это, неодобрительно качали головой.
Вор, поняв, что его осуждают, оскорбился и заявил:
— Думаете, это я к нему пристегнут? Это он ко мне пристегнут!
Прохожие посмеялись:
— А ты попробуй освободиться от него, тогда поверим!
Смысл притчи таков. Разрешено наслаждаться излишествами и роскошью, но только при условии, что мы не станем их рабами. Мы должны властвовать над ними, а не они над нами.
Как это проверить? Это станет ясно, если мы сможем по-настоящему отказаться от них, обойтись без них. Доказывая себе, что мы способны отказаться в Песах от квасного, символизирующего излишества, мы удостоверяемся, что именно мы пока являемся «господами положения», а не наше стремление к излишествам.
Автор книги «Бейт Исраэль», праведный раби Исраэль из Гуры любил курить. Однажды он бросил курить, но спустя некоторое время вновь вернулся к этой привычке. Поскольку все знали, что он всегда выполняет принятые решения и полностью контролирует себя, его поступок вызвал недоумение. Раби кратко ответил: «Если я могу прекратить, значит, мне разрешено продолжать!» Он доказал себе, что он властвует над своей привычкой, а не она над ним.
Этот принцип действует во многих областях. Саба из Кельма раздумывал о том, чтобы открыть ешиву. Он попросил совета у своего учителя — раби Исраэля из Саланта, а тот ответил ему: «Если сможешь закрыть, то можешь открывать». Он открыл, но со временем дела пошли не так, как ожидалось, и он без колебаний закрыл ешиву.
Обыкновение злого начала— углублять яму, в которую человек провалился. Вначале человек хочет удовлетворить свои материальные запросы и добиться славы. Ему кажется, что он контролирует свои желания, но вскоре оказывается, что он находится в глубокой яме, из которой не в силах выбраться.
Один человек шел по проселочной дороге и увидал монету в десять шекелей, блестящую в песке. Он наклонился, чтобы поднять ее, но вот чудо: под ней оказалась записка: «Если немного копнешь, найдешь купюру в 50 шекелей».
Человек обрадовался и принялся копать, не задавая лишних вопросов. Он и в самом деле нашел 50 шекелей, а рядом — еще одну записку! «Купюра в 100 шекелей находится на метр ниже».
Он продолжил копать и нашел 100 шекелей вместе с запиской, сообщавшей, что глубоко под землей лежат пачки денег, ожидающие только его…
Он копал и копал… в итоге нашел эти пачки денег. В тот момент не было человека счастливее его — за короткое время он превратился в богача! На этот раз записки рядом с деньгами не оказалось.
Наш герой, уставший от «раскопок», решил, что пришло, наконец-то, время идти домой. И только тут увидел: деньги у него есть, но вот из глубокой ямы, которую он вырыл, ему уже никак не выбраться.
Смысл притчи понятен. Злое начало влечет человека к тому, что сулит быстрое и сильное удовольствие. Но, последовав за своим влечением, человек понимает, что оказался во власти злого начала и находится теперь в глубокой яме, из которой трудно выбраться.
Иногда необходимо ставить самим себе преграды и проверять, к чему могут привести наши действия. Как сказано в знаменитом субботнем гимне «Лэха Доди»: «Результат действия (заложен) в первоначальном замысле» (Маайан а-Моэд).
[1] «Вот хлеб бедности, который ели наши отцы в Земле Египетской. Всякий, кто голоден, пусть придет и ест. Всякий, кому нужно отпраздновать Песах, пусть придет и празднует вместе с нами…» — Пасхальная Агада
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»