Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Прямой потомок духовного вождя евреев средневековой Германии Маарама из Ротенбурга

Раби Исраэль бар Авраам-Мордехай Алтер из Гуры (Бейт Исраэль; 5656-5737 /1895-1977/ гг.) — выдающийся хасидский наставник, один из духовных лидеров поколения.

Прямой потомок духовного вождя евреев средневековой Германии Маарама из Ротенбурга. Праправнук р. Ицхака-Меира Алтера (Хидушей Арим), основателя хасидского «двора» в польском городке Гура (Гура-Кальварья), расположенном недалеко от Варшавы.

Родился в Гуре двадцать четвертого тишрея 5656 /1895/ года.

Получил имя в честь основателя хасидизма р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешт).

Изучал Тору и хасидскую традицию под руководством отца, р. Авраама-Мордехая Алтера (Имрей Эмет), возглавившего в 5665 /1905/ году «двор» в Гуре.

Прославился как вундеркинд, обладающий способностью мгновенно усваивать изучаемый материал и прочно хранить его в памяти.

В день бар-мицвы он был помолвлен со своей двоюродной сестрой Хаей-Сарой, дочерью р. Яакова-Меира Бидермана, а спустя два года, четвертого нисана 5670 /1910/ года, состоялась свадьба. Четыре последующих года он жил в доме тестя, целиком посвятив себя занятиям Торой.

В 5774 /1914/ году, с началом первой мировой войны, р. Исраэль поселился в Варшаве, куда временно, на период военных действий, перенес свой «двор» его отец, Ребе из Гуры. В течение двадцати пяти последующих лет р. Исраэль оставался в Варшаве, совершенствуя свои познания во всех разделах Торы. Раз в неделю, обычно, в шабат, он посещал «двор» отца в Гуре.

Нападение нацистов на Польшу застало его в Варшаве. Когда войска вермахта начали штурм города, артиллерийский снаряд разрушил переднюю часть дома, в котором жил р. Исраэль, — однако все домочадцы находились в этот момент в уцелевшей части строения (The Beis Yisrael of Gur, Hamodia Magazine 20.2. 2004 p.7).

В первые месяцы войны, когда немцы уже овладели Варшавой, р. Исраэль углубленно изучал законы Торы, связанные с выполнением заповеди кидуш Ашем (самопожертвования во имя Б-га).

Тем временем в Вашингтоне был создан специальный комитет для спасения его отца, Ребе из Гуры. Через американского посла в Риме удалось получить десять итальянских виз — для Ребе и членов его семьи. В первый день месяца нисан 5700 /1940/ года р. Исраэль выехал, сопровождая отца, на поезде из Варшавы — они проследовали в итальянский город Триест, а оттуда — в Землю Израиля. Жена и два ребенка р. Исраэля остались в варшавском гетто — тогда еще полагали, что идет обычная война, и опасность преследований и ареста угрожает в первую очередь мужчинам, занимавшим видное положение, а не женщинам или детям (Бесетер раам с.68; The Beis Yisrael of Gur, Hamodia Magazine p.7).

Р. Исраэль обосновался в Йерушалаиме, где его отец возродил свой «двор», ставший центром притяжения для всех хасидов Святой Земли.

Семья р. Исраэля погибла от рук нацистов в период ликвидации варшавского гетто, и в 5708 /1948/ году, возрасте пятидесяти трех лет, он вступил в новый брак — его женой стала ребецин Перл, дочь видного гурского хасида р. Нахума Вайденфельда.

В том же, 5708 /1948/ году, р. Исраэль сменил умершего отца во главе движения «хасидей Гур» и со временем приобрел статус одного из духовных лидеров поколения.

В 5712-5713 /1952-1953/ годах он возглавил борьбу против призыва религиозных девушек в израильскую армию.

Став адмором (хасидским руководителем), р. Исраэль начинал свой день также, как и на протяжении всей предшествующей жизни: просыпался в два-три часа ночи и учился до утренней молитвы — и лишь после этого, в течение дня, он принимал десятки, а затем и сотни людей, приходящих к нему за советом и благословением (The Beis Yisrael of Gur, Hamodia Magazine p.7).

Он хорошо знал каждого из своих хасидов и был вовлечен в решение их повседневных проблем. Особенное внимание он уделял молодым знатокам Торы, стараясь создать для них атмосферу, максимально способствующую духовному росту. Он подчеркивал, что понятие «изучение Торы» включает в себя, в первую очередь, занятия Талмудом и кодексами законоучителей — в то время как чтение какой-либо хасидише сефер (хасидской книги) может быть только важным дополнением, но не основой (там же p.7,14).

К 5730 /1970/ годам р. Исраэль сумел создать самый крупный в Земле Израиля хасидский «двор» — десятки тысяч хасидов относили себя к его ученикам и последователям.

Р. Исраэль был избран в состав Моэцет гдолей Тора («Совета выдающихся знатоков Торы»), направляющего деятельность всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля). Ему принадлежала ведущая роль в создании печатного органа, отражающего идеологические позицию Агудат Исраэль, — газеты Амодиа («Вестник»).

Его толкования Торы были собраны в книгу Бейт Исраэль («Дом Израиля»).

В шабат, первого адара 5737 /1977/ года, он ощутил сильную боль и, покинув гостей, ушел к себе в комнату. Вызванный родственниками врач потребовал перевести Ребе в больницу, однако он отказался ехать до истечения шабата. Когда ночью, на исходе шабата, врачи приступили к оперативной помощи, они убедились в том, о чем сам Ребе знал заранее: хирургия не способна ничего изменить, потому что приговор уже вынесен. По свидетельству хасидов, в Йом Кипур, за пять месяцев до своей смерти, Ребе сам прочел по себе Кадиш (там же p.14).

Р. Исраэль Алтер умер второго адара 5737 /1977/ года в Йерушалаиме — ему было восемьдесят два года.

Похоронен на Ар аЗейтим (Масличной горе). В похоронной процессии участвовало более ста тысяч человек. Во время траурной церемонии руководитель ешивы Мир р. Хаим Шмулевич сказал: «Мы были свидетелями того, как один человек нес на своих плечах целое поколение» (Leader of a Generation, Hamodia Magazine 15.2. 2002 p.9).

Во главе движения «хасидей Гур» его сменил младший брат р. Симха-Буним Алтер из Гуры (Лев Симха).


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»