«…Ноах был человек праведный, непорочный в поколениях своих…» (Берешит 6:9). Хотя Ноах жил в поколении грешников и злодеев, он оставался непорочным. Почему же он не перенял обычаев своего поколения, не «приспособился»? Ведь о Яакове мы читаем (Мегила 13 б), что, когда он приехал к Лавану в Харан, то солгал Рахели, будто приходится братом ее отцу. Почему? Потому, что даже праведникам можно лгать, когда приходится общаться с обманщиками. И это подтверждает стих: «С чистым поступаешь Ты по чистоте его, со строптивым — по строптивости (его)» (Теилим 18:27).
Почему же Ноах не повел себя так же со своими современниками?
На этот вопрос отвечает Хатам Софер. Но чтобы лучше понять его ответ, обратимся прежде к следующей истории.
Когда единственная дочь реб Сандера, известного богача, достигла брачного возраста, среди свах города началось волнение. Все хотели подыскать ей достойного жениха, поскольку ее отец непременно щедро заплатит за это. Предлагали кандидатуры замечательных юношей — блестящих учеников с хорошей родословной, детей из уважаемых семей. Но всех их отвергла сама девушка, почему-то прохладно относившаяся ко всей этой теме.
Решили спросить ее, в чем дело. К их удивлению, она сказала: «Мне очень жаль, дорогие родители, но не могу объяснить подробнее… Скажу лишь следующее: хотите моего счастья — поговорите обо мне с Хаимом-Шломо, сыном реб Шимона, который живет напротив нас!»
Лица родителей омрачились. Хаим-Шломо был отличным парнем, но вот его отец был… обычным городским попрошайкой. «Разве можно представить себе, чтобы я, реб Сандер, породнился с этим нищим?» — недоумевал отец вслух. И тут же отвечал: «Никогда! Не бывать этому!»
Но время шло, а дочь стояла на своем. Она не хотела слышать ни о каком другом женихе и лишь повторяла: «Хаим-Шломо — или никто!» У нее стали проявляться признаки депрессии. Любящие родители решили: выхода нет, им придется отказаться от амбиций и согласиться на брак с сыном нищего.
В тот же день пригласили Гецеля и попросили сосватать дочь за сына реб Шимона.
Но здесь Гецеля-свата ждал сюрприз. Когда он, всячески расхваливая девушку, озвучил это предложение реб Шимону, тот ответил категорическим отказом. «Иногда, — сказал он, — между супругами бывают ссоры. А мне только этого не хватало: чтобы во время ссоры жена моего сына кричала на него: “Кто ты такой вообще?! Сын попрошайки!”»
Но Гецель не прекращал уговоров, поэтому реб Шимон, в конце концов, взвесил всё еще раз и предложил: «Есть у меня идея… Если реб Сандер согласится в течение года ходить со мной по соседним местечкам и собирать подаяние, я благословлю этот брак».
Услышав такое, реб Сандер пришел в ярость и весьма сурово высказался о реб Шимоне и его идеях. Но состояние дочери продолжало ухудшаться, и отец понял: если ее жизнь дорога ему, придется принять это унизительное предложение. Чего не сделаешь ради любимой дочери…
Так в один прекрасный день реб Сандер обнаружил себя шагающим в нищенских лохмотьях рядом с реб Шимоном по дороге к ближайшему местечку. Вначале это положение было для него нестерпимым. Стыд жег ему душу и разрушал все лучшее в сердце. Но спустя некоторое время он привык, а потом даже почувствовал себя старым и опытным попрошайкой.
Прошел год. В последний день года, к вечеру, реб Шимон обратился к реб Сандеру: «Заканчивается год, о котором мы условились. Давай подкрепимся, и можно будет вернуться в наш город и договориться о браке наших детей». К его удивлению реб Сандер пожал плечами: «Не понимаю, куда так спешить… тут рядом есть еще синагога, где молится 30 человек. Можно зайти и собрать несколько монет, жаль упускать возможность».
Ко всему в жизни человек привыкает, даже к сбору подаяний. Теперь можно понять ответ Хатам Софера на наш вопрос. Яаков приехал в Харан на ограниченное время, а Ноах всю жизнь прожил рядом с испорченными и злыми людьми. Он знал, что, если переймет их обычаи даже внешне, в конце концов, это на него повлияет и он на самом деле станет порочным. Вот почему в общении со своими современниками Ноах продолжал оставаться «непорочным праведником», ни в чем не изменяя себе — чтобы оставаться таким и впредь (Лэламедха).
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»