Темы: Недельная глава, Шофтим, Рассказы, Раби Исраэль Салантер
«Правды, правды ищи…» (Дварим 16:20; можно перевести также как «Справедливости… ищи» или «Правоты… ищи»).
Один человек пришел к гаону раби Исраэлю из Саланта, основателю движения «Мусар», и с горечью рассказал, как некто обидел его, растоптал его человеческое достоинство, унизил, смешав с грязью, причем без всякой вины.
— Теперь-то, — рычал обиженный, — он у меня узнает, увидит, какая суровая месть ему уготована. Пусть рав скажет: разве должен я молчать, сдерживаться, оставаться тряпкой, которую топчут?
А рав Салантер был одним из тех мудрецов, о которых говорят, что они видят все следствия любого поступка в момент его совершения. В самом деле, Тора не требует от нас быть бесчувственными камнями, которые никак не реагируют на оскорбление. Рав сказал своему посетителю только одно:
— Если ты прав, постарайся остаться правым.
Гость удивился, не поняв сказанного.
Рав пояснил:
— Смотри, ты говоришь, тот человек нанес тебе тяжкую обиду. Я сейчас не берусь судить о деталях, что да как. Судья должен выслушать обе стороны. Но даже если встать на твою позицию: сейчас ты прав потому, что он обидчик, а ты обиженный. Допустим, у тебя есть право на ответный шаг. Просто знай, что этот шаг должен быть рассчитанным и взвешенным с точностью до волоска.
Если твоя реакция будет слишком сильной, он может оказаться обиженным. Очевидно, что тогда он и сам в долгу не останется, и война между вами будет всё непримиримей, а в конце — кто знает, чем это обернется…
Поэтому я и сказал: если ты прав, постарайся остаться правым, а не поменяться с ним ролями.
Об этом и сказано в Торе: «Справедливости, справедливости ищи…» Даже когда суровая реакция на действия другого человека оправдана, реагировать нужно справедливо, подходящим образом и в правильной мере.
Если задумаемся, увидим, что большинство страшных злодеяний начиналось со справедливой реакции, которая позже вышла за рамки допустимого. Многое было разрушено из-за этого: человек думал, что его обидели, и отвечал всемеро сильнее. «Глаза мудреца — в голове его…» (Коэлет 2:14), т. е. мудрец предвидит последствия. Если он воздержится — даже от справедливой реакции, то останется прав (Кводам шель Исраэль).
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Захария Матитьяу
Рав Овадья Климовский
Я, хоть и верю в это, не могу объяснить хорошо...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Захария Матитьяу
Природа — сокрытие чуда
Рав Моше Пантелят
Рав Реувен Куклин
Это не гордость?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Захария Матитьяу
Чудо и проблема первопричины
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Переводчик Виктория Ходосевич
Однажды утром доктор Гольдберг ехал на работу на своей машине и ему почему-то пришло в голову для разнообразия изменить маршрут и проехать по скоростному шоссе, которого он обычно избегал.