Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Известно, что в нашем народе были реализованы два типа руководства, осуществляемого людьми. И каждый тип подразделялся на уровни, подобно ковчегу Ноаха: «низший, второй и третий». Во-первых, малые суды в каждом городе — это самая низшая ступень. Во-вторых, большой суд, Санхедрин, находившийся в Иерусалиме, в одном из помещений на Храмовой горе, называемом лишкат агазит, — это следующая, вторая ступень. А самая высшая ступень — это царь. Итак, вот иерархия земного руководства народом Израиля: малый суд, большой суд и царь.

Но существует еще и иерархия Б-жественного руководства, где тоже есть «низший, второй и третий» уровни, в зависимости от близости к Б-гу. На самом низшем уровне стояли левиты. Коэны по своей святости и духовности занимали следующий уровень, так как служили в Храме и были ближе к Б-гу. А пророк был еще выше и по святости, и по духовности, и по близости к Б-гу благословенному. Итак, перед нами две иерархии руководства народом Израиля: человеческая и вдохновляемая Б-жественной духовностью.

Кроме того, и судьи, и большой Санхедрин ориентировались на время восхождения евреев на праздники паломничества, трижды в год: именно в это время к судьям, заседающим в Иерусалиме, чаще всего обращались со сложными вопросами.

И Тора здесь начинает рассказ об этой системе с самого низшего уровня человеческого руководства, то есть, с судей, работавших в каждом городе. Следует знать, что в любом городе, насчитывавшем 120 жителей, заседал суд из 23-х человек, имевший право приговаривать даже к смертной казни. Также в каждом городе существовал суд из трех человек, разбиравший имущественные тяжбы. В Иерусалиме же было два суда из 23-х человек и, кроме того, большой суд из 71-го человека, заседавший постоянно в лишкат агазит. А в совсем небольших городах, в которых жило меньше 120 человек, суда из 23-х судей не было, а был только суд из троих.

И вот, о судах, находившихся в каждом городе, то есть, о низшей ступени управления народом, стих говорит: «Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех твоих воротах». Судьи — это те люди, которые выносят приговор в составе суда из 23-х, если речь идет о смертной казни или телесном наказании, или суда из троих, если речь идет о денежных вопросах. (В маленьких городах, как мы уже сказали, был представлен лишь второй вариант).

Причина того, что сомнительные случаи можно разрешать, пользуясь решениями человеческого разума (17:8—9)

Тора дана не только пророкам: она предназначена для обычных людей. Моше-рабейну разъяснил ее всем евреям, согласно сказанному (Дварим 1:5): «…Начал Моше разъяснять Тору». А другой стих говорит (Дварим 4:44: «И это — Тора, которую положил Моше перед сыновьями Израиля». А поскольку Тора была дана людям, мы обязаны полагать, что они в состоянии понять ее силами одного лишь собственного разума. Их разум может достичь истинного понимания путей Торы и ее заповедей. Ведь в противном случае, если человеческий разум не мог бы понять ее смысла и заложенных в ней мыслей, зачем было вообще давать ее людям? Именно это имел в виду раби Йеошуа, когда сказал в главе Золото (Бава меция 59): «Не на Небесах она!» А раби Йирмия объяснил: «Что означает: “Не на Небесах она”? Она уже дарована людям на горе Синай».

Кроме того, в Торе сказано: «…За большинством склоняться», — что тоже означает, что законы Торы даны разумным людям, и потому Б-г пожелал, чтобы ее законы устанавливались в соответствии с большинством мнений. То есть, снова получается, что законы Торы определяются тем, как их понимают мудрецы. Именно поэтому неправильно было бы передать право принимать окончательное алахическое решение и разъяснять внешний и сокровенный смысл Торы и заповедей пророкам, а не мудрецам. Ведь если бы было так, люди, несомненно, стали бы думать, что человеческий разум не в состоянии понять и постичь этих смыслов, если ему не будет помогать пророческий дух, который Б-г даровал пророку. Так что Б-г отдал Тору мудрецам, чтобы именно они, основываясь на своих знаниях, разуме и принципах логики, выносили решение во всяком спорном случае и определяли, как народу Израиля следует поступать.

с разрешения издательства Швут Ами


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»