«И услышал Реувен, и спас его от рук их» (37:21). В Мидраше (Ваикра Раба 34:9) приводится следующее: «Если бы Реувен знал, что Святой, благословен Он, пишет о нем: “И услышал Реувен, и спас его от рук их”, то взвалил бы его на себя и отнес к отцу… Если бы Боаз знал, что Святой, благословен Он, пишет о нем: “Нащипал ей обжареных колосьев, и она поела и насытилась, и еще осталось”, он накормил бы ее жирными гусями».
Праведный гаон раби Цемах из Изуза цитирует этот мидраш и спрашивает: «Чему наши мудрецы желали нас научить?»
На это он отвечает: Всевышний дал нам силы и способности, о которых мы, как правило, недостаточно знаем, поэтому используем лишь малый процент от них. Если бы человек знал о величии заповедей и огромной награде за них, он непременно больше старался бы и больше вкладывался в их исполнение.
Рассказывает еврей, часто посещавший дом раби Мордехая Элияу. В молодости я старался бросить курить, но безуспешно. Когда мне было пятнадцать, я пошел просить благословение для этого у раби Мордехая. Тот благословил меня и велел отныне бросить курить. Я так и сделал. У меня в кармане была пачка сигарет, я выбросил ее и действительно за следующие два месяца полностью избавился от этой привычки.
Уже не помню, как снова взял сигарету в рот. Видимо, находился в стрессе. «Грех влечет за собой грех», и когда я вновь выкурил одну сигарету, за ней пришла вторая и третья. Я вернулся к курению, как прежде, по несколько пачек в день. К удивлению друзей, я оправдывал себя, говоря, что не в силах справляться с тягой к сигаретам.
Прошло время, и однажды в пятницу я зашел к раву получить благословение по другому вопросу. Рав начал рассказывать историю о гаоне раве Аврааме Антави, который был главой общины в Арам-Цова и удивительным человеком. Он размышлял, как приблизить всех членов общины к изучению Торы, и решил, что если приблизит богатого спонсора общины (еврея по фамилии Пицуто), за ним пойдут и остальные. Что же он сделал?
В конце молитвы Минха велел приготовить в синагоге кофе, и когда молитва завершилась, приятный кофейный запах уже разлетелся по залу. Рав Авраам Антави пригласил богатого Пицуто остаться, выпить кофе и присоединиться к учебе.
Тот извинился: «Не могу, у меня много дел».
Посмотрел на него рав решительно и произнес: «Ты можешь, просто не хочешь!»
Богач проигнорировал эти слова и вышел наружу к своей карете, где его уже ждала жена. По пути он рассказал ей о том, что было в синагоге.
Пока они разговаривали, извозчик внезапно остановил карету. Оказалось, что один из арабских князей, ехавший перед ними, застрял в грязи и перегородил дорогу. По его приказу все, кто ехал позади него, должны были засучить рукава и помочь его карете выбраться из грязи.
Богатый Пицуто, который никогда не занимался ручным трудом, не понял, что этот приказ касается и его. Он велел своему кучеру спуститься и помочь. Но араб не довольствовался этим и приказал, чтобы Пицуто также взялся за работу. Когда тот стал объяснять, что не привык заниматься такими вещами, араб ударил его по щеке и силой вытащил из кареты. Выбора не было — пришлось богачу пачкать руки и толкать карету вместе с извозчиками, пока она не поехала. Подошел арабский князь к кучеру Пицуто и поблагодарил его, затем подошел к его хозяину и вместо благодарности снова дал ему пощечину. Богач недоумевал: «Моему слуге ты сказал спасибо, а меня ударил?!»
Арабский князь ответил: «Ты сказал, что не можешь. А теперь своими руками доказал, что еще как можешь. Просто не хочешь!»
Когда Пицуто вернулся в свою карету, жена сказала ему: «Это ведь как раз то, что говорил тебе рав Антави: ты можешь, просто не хочешь!»
Раби Мордехай Элияу закончил рассказ, и все в комнате засмеялись, кроме меня. Я понял, что он говорит обо мне — я могу, если только захочу.
В тот момент я принял решение прекратить курить. Перестать говорить «я не могу». С тех пор и по сей день я больше не прикасаюсь к сигаретам (Оцротейну).
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»