«А Я сокрою лицо в тот день… ибо обратился к другим богам» (31:18). Наш учитель раби Элияу бен Арош из Марокко объяснил: Писание говорит о двойном и многократно умноженном сокрытии лица Всевышнего. Сначала «за все зло, которое сделал» полагается одно сокрытие лица, но затем происходит ужасное — люди считают бедствия случайностями и обращаются к чужим богам за спасением!
Мы просим, чтобы настало окончательное избавление. Но не может ли быть так, что эти обращения мы направляем по ложному адресу?
Объяснить это можно притчей.
Жили два друга: один — судья, стоящий над народом, а второй — почтенный образцовый гражданин, добрый к людям и праведный перед Небесами. Этот гражданин умер, оставив после себя маленького сына. Судья пообещал другу перед смертью, что станет для ребенка отчимом и опекуном и будет приглядывать за ним. Он выделил деньги на его обеспечение, дал ему педагогов и воспитателей и ни в чем ему не отказывал. Но увы, сын стал буйным и непокорным, избрав беспечную жизнь. Он отверг учебу и растратил деньги на сомнительные развлечения.
Судья предостерег его, но тот лишь посмеялся, закрыв сердце и уши.
Однажды привели этого юношу и поставили перед судьей в оковах. Свидетели подтвердили, что он был пойман на воровстве. Сердце судьи поникло. О, что за стыд и позор!
«Что бы сказал на это твой отец?» — спросил судья. Он повелел молодому преступнику вернуть краденое и предупредил, что если тот попадется снова, будет хуже.
И вот, юношу привели снова с украденой вещью в руках. Судья постановил заплатить удвоенную стоимость.
«В следующий раз, — сказал он, — я отправлю тебя в тюрьму!»
Но юношу поймали и в третий раз. Было очевидно, что он безостановочно катится по склону к преступлениям.
Судья постановил посадить его в тюрьму на месяц — пусть изведает вкус неволи, почувствует себя заключенным. Быть может, он отпрянет назад и вернется на добрый путь.
Спустя месяц после освобождения, его привели двое полицейских, поймавших его во время ограбления со взломом.
Судья не видел никакого выхода. Он повелел посадить юнца на десять лет в трудовой лагерь, где тот будет заниматься каторжной работой. Узника отправили в далекую местность, в жаркую пустыню, где контакт с внешним миром дозволяется лишь раз в месяц. Ворота закрылись у него за спиной, и начался его исправительный срок.
Ежемесячно на стол судье клали письма из тюрем. Письма всех узников того лагеря, за исключением одного, касались общего вопроса: заключенные жаловались на вора, который крадет их имущество. И лишь одно письмо приходило от самого вора — он просил помиловать его.
Он продолжал в тюрьме свои дерзкие поступки, крал вещи у товарищей по камере, но все равно просил смягчить приговор и сократить тюремный срок. Он просил судью вспомнить о дружбе с его отцом и хотя бы попросить начальство тюрьмы освободить его от каторжной работы.
Можно ли представить себе большую наглость?!
Смысл этой притчи очевиден. Творец предупреждал нас много раз через пророков, но мы не слушались. Он изгнал нас на короткое время в Вавилон, но мы вернулись и снова стали грешить. Не было выбора, и Он отправил нас в долгое изгнание среди народов. Но и там мы не стали лучше — каждый год в дни суда к Творцу поднимаются тысячи обвинителей, созданных нашими грехами, а рядом с ними — наша молитва о милосердии и о сокращении срока изгнания.
Разве не к нам самим должны быть обращены эти призывы? Улучшим свои поступки, станем достойны избавления, и тогда без сомнения будем спасены (Авотейну Сипру Лану, Мацмиах Йешуот).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»