«В близких ко Мне освящусь» (10:3). Чем ближе человек к Б-гу, тем строже требования к нему и тем выше его ответственность. Поэтому и наказание для него уготовано больше, и Б-г педантичен с ним, оценивая каждую провинность даже толщиной с волосок.
Так Он поступил с сыновьями Аарона, сказав: «В близких ко Мне освящусь».
Во время общего для всех бедствия злое начало иногда вводит нас в заблуждение, заставляя думать, будто трагедия или теракт произошли вследствие поступков грешников поколения. Однако гаон раби Моше Леви («Бе-эмунатха») отмечает, что возможно и обратное: люди, несоблюдающие Тору и заповеди, не намереваются бунтовать против Творца. В большинстве своем они относятся к категории «пленных детей» — они незнакомы со своим Владыкой. И поскольку им неведомо, что существует истинная жизнь с Торой, к ним не предъявляется высоких требований. Тогда как именно от тех, кто живет по Торе, требуется гораздо больше. Ведь они находятся ближе к Всевышнему, и им известна тяжесть грехов, а также важность и обязательность исполнения заповедей.
Впрочем, если Всевышний настолько суров со Своими праведниками, — скажет человек, — я предпочитаю остаться простаком и не подвергать себя опасности, провоцируя гнев Царя царей!
Очевидно, что такая мысль происходит от неведения относительно огромной вечной награды, хранящейся в будущем мире для тех, кто восходит по ступеням Торы и святости. Там подобное недоразумение будет уже неуместно. Ведь тот, кто достигает мира истины, не проделав достаточную духовную работу соразмерно своим возможностям в мире действия, будет с горьким сердцем, полным страдания, плакать о своей потере. И там уже невозможно будет восполнить упущенное.
Те, кто находятся на высокой духовной ступени, — несут факел Творца. Всему миру они освещают путь светом Торы. Верно, что они несут большую ответственность, и к ним предъявляются высокие требования. Но, как и везде, если где-то есть большие обязанности, там есть и большие заслуги. Разве видели вы когда-нибудь человека, который отказывается изучать медицину из-за ответственности, связанной работой врача?! (Оцротейну)
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Захария Матитьяу
Рав Овадья Климовский
Я, хоть и верю в это, не могу объяснить хорошо...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Захария Матитьяу
Природа — сокрытие чуда
Рав Моше Пантелят
Рав Реувен Куклин
Это не гордость?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Захария Матитьяу
Чудо и проблема первопричины
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Переводчик Виктория Ходосевич
Однажды утром доктор Гольдберг ехал на работу на своей машине и ему почему-то пришло в голову для разнообразия изменить маршрут и проехать по скоростному шоссе, которого он обычно избегал.