«И прекратились звуки… и дождь уже не лился на землю» (9:33). Гаон раби Цион а-Коэн из Туниса упоминает в своей книге «Йошиа Цион» слова Гмары (Таанит 7 б): дожди прекращаются из-за греха прерывания в изучении Торы (битуль Тора). На это есть намек в нашей недельной главе: «И прекратились звуки» — когда прекращают звучать голоса изучающих Тору, «голос Яакова» в бейт-мидраше, то «дождь уже не льется на землю».
Наш учитель Хазон Иш (письма ч. 1, 3) говорил: «Учиться один час, а затем прерваться на один час — это хаос, пустота и небытие. Это все равно, что сеять, а затем смывать посеянные зерна водой.
Основа изучения — это постоянство и непрерывность. Постоянная учеба содержит в себе тайну святости, а тот, у кого учеба подобна разорванным лоскуткам, лишь собирает ветер. Следует изобретать способы для того, чтобы развить постоянство в учебе, и всегда об этом молиться».
Рав И. Л. Дискин, Сераф из Бриска, произнес речь по завершении трактата: «На первый взгляд, странно! Человек заканчивает трактат из 30 листов и устраивает праздничную трапезу. Если же он выучил сто листов из большого трактата (но еще не закончил его), то никакого праздника нет. Почему?
Дело в том, что Тора уподоблена золоту и жемчугу (Теилим 19:11, Мишлей 8:11). Золото оценивают по весу: за одну унцию — столько-то, за две — в два раза больше. А с жемчугом иначе: если жемчужина чуть-чуть крупнее, она будет стоить гораздо больше. Кроме того, даже если на золоте есть царапины, они не изменят его ценности. Но у жемчужины с царапинами и повреждениями стоимость быстро упадет.
То же самое с Торой. Есть количественная оценка: лист, два листа, час учебы, два часа. За каждое слово получают награду. Но кроме этого, важна еще и ее целостность. Непрерывный час изучения подобен сверкающей жемчужине, а целый трактат — словно гигантский бриллиант!» (Мекарван ле-Тора)
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»