«Сделает тебя Всесильный таким, как Эфраим и как Менаше» (48:20). Как известно, Тора — это не книга рассказов. В святом Зоаре (ч. 3, 152 а) сказано: «Да раздуется дух тех, кто думает, будто Тора пришла, чтобы рассказывать истории. Но как у человека есть одежда, благодаря которой он украшается и преподносит себя людям, и эта одежда покрывает тело, но главное — душа внутри него, так и с Торой: рассказ подобен одежде, покрывающей тело. Он скрывает смысл, урок и наставление. Главное же — это внутренняя душа, тайны Торы, сокровища мудрости Каббалы. И все верхние света зависят от каждой буквы Торы».
К чему все это сказано? Святая Тора сочла уместным поведать нам подробную историю о том, как Эфраим и Менаше, сыновья Йосефа, приняли свои благословения. Менаше был первенцем, и Йосеф поставил его с правой стороны от отца, а младшего Эфраима — с левой. Глаза у нашего праотца Яакова уже утратили остроту зрения, и он поменял руки местами. Левую он положил на голову Менаше, а правую — на голову Эфраима. И когда Йосеф захотел переместить левую руку отца с головы Менаше на голову Эфраима, Яаков ответил: «Знаю, сын мой, знаю», что Менаше является первенцем. «Он тоже станет народом и тоже достигнет величия, но его младший брат станет больше него, и потомство его будет полчищем народов». Он благословил их и в этом поставил Эфраима впереди Менаше: «Тобой будет благословлять Израиль, говоря (т. е. желающий благословить своих детей скажет): да сделает тебя Всесильный таким, как Эфраим и как Менаше».
Следует разобраться: почему святая Тора передает нам это событие, и зачем Всевышний написал об этом в Торе? Чему это нас учит и в чем наставляет? Каков посыл этой истории?
Это прояснил святой гаон раби Йеуда Бирдуго из Мекнеса в Марокко в книге «Маим Амуким». Он был другом святого автора комментария «Ор а-Хаим» к Торе.
Эфраим и Менаше представляют два пути в служении Всевышнему. Менаше был первенцем, а в ту пору служение и жертвоприношения исполнялись первенцами. Что же касается Эфраима, о нем мудрецы говорят, что он привык сидеть с Яаковом и заниматься учением. Когда Яаков заболел в стране Гошен, Эфраим пошел к своему отцу в Египет и сообщил ему об этом.
Следовательно, здесь было идейное разногласие. Кто выше? Совершающий священное служение или изучающий Тору? И по этому вопросу был постановлен закон. Гмара (Орайот 13 а) толкует выражение «Она (Тора) дороже жемчуга» — даже меньший среди народа Израиля, занимающийся Торой, значительнее первосвященника, входящего в святая святых.
Нам невозможно даже вообразить величие Аарона. Однако Моше Рабейну — столп Торы, передавший ее в наследие народу, — стоит еще выше! Он является «человеком Б-жьим». Гмара (Брахот 34 б) говорит, что служащий Творцу подобен рабу перед царем, а изучающий Тору — министру.
Поэтому Яаков сказал Йосефу: «Знаю, сын мой, знаю. Он тоже станет народом и тоже достигнет величия». Несомненно, служение Творцу чрезвычайно важно, «однако его младший брат станет больше него». Ведь он представляет изучение Торы, и нет ничего ближе к Всевышнему. Ничто не обладает такой важностью для Него, как Тора.
Добавим к этому следующее: в изучении Торы каждое прочтенное слово — это отдельная повелительная заповедь. Хафец Хаим проделал рассчет: за одну минуту можно произнести двести слов. Следовательно, в час совершается свыше десятка тысяч заповедей, каждая из которых — дороже храмового служения. Поэтому закон непреложен: «Детей в учительском доме не отвлекают от Торы даже для строительства Храма, ибо Тора — важнее всех жертвоприношений».
Но и это еще не все. «Изучение Торы равносильно всем им [заповедям]». За каждое выученное слово Торы получают награду как за все 613 заповедей. Если сделать простой подсчет, это свыше семи миллионов заповедей в час!
Но и это еще не все. Так обстоит дело с тем, кто учится у себя дома. Но если человек выходит из дома, чтобы учиться, его награда умножается в пять раз (Шир а-Ширим Раба 8:16). Тогда получится около 35 миллионов заповедей. Если же он идет в синагогу, рабейну Йосеф Хаим пишет, что награда становится несравненно больше (Бнаяу, Таанит 11).
Но и это еще не все. В книге «Бен Иш Хай» (Шмот, 2-й год) рабейну Йосеф Хаим написал: «Каббалисты говорят, что воздействие от изучения Торы в шаббат в тысячу раз больше, чем в будние дни». Тогда получится 35 миллиардов заповедей за один час изучения Торы в шаббат, то есть свыше половины миллиарда в минуту!
Бросимся же все на уроки по Торе! (Майян а-Шавуа).
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»