«Может быть, есть пятьдесят праведников в этом городе?» (Берешит 18, 24).
Почему был разрушен Иерусалим? «Первый Храм за что был разрушен? За то, что евреи служили идолам, развратничали и проливали кровь». Правда, не весь народ деградировал. Были и великие праведники. Да, они были в меньшинстве, но это были люди самого высокого уровня, «соблюдавшие всю Тору от алеф до тав», от первой до последней буквы (Шабат 55а). И вот — они не спасли современников, не предотвратили разрушение Храма, голод и изгнание. Наоборот — они первыми погибли за грехи поколения. Сказано было Ангелу Истребления, Мере Суда: «…и со святилища Моего начнете» (Йехезкель 9, 6) — праведники первыми погибнут в бедствии.
Удивительно: почему же в нашей недельной главе Авраам просит: пусть город будет спасен, если в нем найдется пятьдесят праведников? И Всевышний соглашается? А при разрушении Храма (см. Йехезкель) они не спасли даже самих себя?
В чем различие? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять: почему праведника иногда наказывают за грехи всего поколения? И почему все поколение может быть спасено из-за единственного праведника? Ведь сказано: «…каждый за свой грех должен быть казнен» (Дварим 24, 16), человек не может быть ни награжден, ни наказан за дела своего ближнего.
Это действительно так. Гмара говорит нам: эти праведники, соблюдавшие всю Тору «от алеф до тав», погибли из-за собственного греха — оттого, что не выполнили заповедь обличения. Понятно, что за невыполнение одной этой мицвы смерть не полагается. Тем более, им не полагалось быть уничтоженными первыми — раньше нарушителей субботы и идолопоклонников, убийц и развратников.
В чем же дело? Им было предъявлено страшное обвинение: почему вы замкнулись в своем мире, были «праведниками для себя», не шли к людям, не наставляли их, не действовали среди них? Почему позволили обществу деградировать, прийти к тому, к чему оно пришло? Почему вы не протестовали, не пытались повлиять, не учили людей Торе?
И поскольку они укрылись в своих шатрах, занимались только самосовершенствованием, не вмешивались, не пытались остановить поток, удержать поколение от деградации, изменить направление, — состояние поколения было поставлено им в вину, они были наказаны вместе со своими современниками и даже погибли первыми.
Почему же Всевышний обещал Аврааму помиловать Сдом ради праведников? Ибн-Эзра открывает нам эту тайну, как обычно — намеком. Почему Авраам просил ради пятидесяти праведников помиловать всех преступников, всех, кто потерял право жить?
Дело в тех двух словах, которые Авраам добавил к своей просьбе — «в этом городе». И Всевышний тоже произносит эти слова (там же, 26). Ибн-Эзра объясняет: «в этом городе — они (праведники) проявляют свою богобоязненность публично», и приводит цитату из книги Ирмияу: «Походите по улицам Иерусалима и посмотрите и разведайте, и поищите на площадях его, если найдете мужа, поступающего справедливо, ищущего правды, — Я простил бы ему (Иерусалиму)» (5, 1).
То есть: конечно, в Иерусалиме были праведники, но они не показывались на улице, их не было видно среди обычных людей. Это означало, что люди продолжат деградировать и понесут за это наказание… Но если праведники не будут удаляться от общества, будут действовать внутри него, оказывать влияние, — они преуспеют. Потому, что маленький огонек рассеивает великую тьму, а Всевышний помог бы им. Слова, идущие от сердца, в конце концов, дошли бы до сердец, общество изменило бы свои пути. Поэтому Моше и просил Всевышнего о спасении города: если пятьдесят праведников действуют в этом городе — среди людей этого города, — в их силах привести жителей Сдома к раскаянию и отменить тяжкий приговор Небес (Маайан а-Шавуа).
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»