«Аврааму было семьдесят пять лет, когда он ушел из Харана» (12:4). Наш учитель раби Йосеф Хаим в книге «Бен Иш Хай» спрашивает: почему Тора здесь отмечает возраст Авраама при исходе из Харана? Это ведь совершенно незначительная подробность, никак не связанная с сутью излагаемой темы.
Раби Йосеф Хаим дает следующий ответ. Тора подчеркивает, что наш праотец Авраам был в ту пору старцем, уже пересекшим семидесятилетний возрастной рубеж. Это показывает нам, что он тотчас и без промедления отправился в страну Израиля не потому, что был по натуре быстрым и расторопным. Ведь в тот момент он уже был в таком возрасте, когда путешествия даются нелегко, а от переезда в другой дом обычно отказываются, предпочитая провести остаток своих дней на прежнем месте.
Однако Авраам приложил усилия и постарался изменить свое естественное состояние «как говорил ему Б-г» — только лишь из-за повеления Творца. Мы видим, что при исполнении любой заповеди Авраам спешил вопреки своему почтенному возрасту, как это видно из следующих фраз: «И к скоту побежал Авраам», «И встал Авраам рано утром».
Но есть и еще одно интересное наблюдение. В отличие от всего, что касается служения Б-гу, в обычных мирских вопросах Авраам не менял свою природу и не старался спешить. Это мы также можем выучить у гаона раби Йосефа Хаима в книге «Бен Йеояда» (Бава Кама 97 а). Там он проясняет то, о чем говорится в продолжении недельной главы Торы: «Авраам был очень нагружен скотом, серебром и золотом». На первый взгляд, это странное утверждение: что за похвала для Авраама в том, что у него было много имущества? Мудрец отвечает, что Тора хотела подчеркнуть: в материальных вопросах, «скот, серебро и золото», то есть во всем, что касается имущества, Авраам был «очень нагружен» (буквально «тяжел») — он действовал медленно и неторопливо. Но именно в духовных вопросах он вел себя расторопно и с большим рвением — противоположно тому, как обычно поступает большинство людей, которые в духовном действуют согласно природе, а в материальном прикладывают сверхъестественные усилия (Оцротейну).
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Захария Матитьяу
Рав Овадья Климовский
Я, хоть и верю в это, не могу объяснить хорошо...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Захария Матитьяу
Природа — сокрытие чуда
Рав Моше Пантелят
Рав Реувен Куклин
Это не гордость?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Захария Матитьяу
Чудо и проблема первопричины
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Переводчик Виктория Ходосевич
Однажды утром доктор Гольдберг ехал на работу на своей машине и ему почему-то пришло в голову для разнообразия изменить маршрут и проехать по скоростному шоссе, которого он обычно избегал.