Этрог — это нежный, чувствительный и уязвимый плод. Ботаники решили укрепить и защитить его и скрестили с лимоном. И действительно, они получили красивый и крепкий плод, средоточие всех достоинств. Один лишь у него был недостаток: такой этрог был непригоден, чтобы исполнить заповедь в Суккот.
Здесь заключен важный намек. Ведь этрог, по мнению еврейских мудрецов, символизирует сердце человека. Нельзя, чтобы в сердце была примесь чего-то постороннего. Там не могут действовать две силы одновременно. Сердце должно быть пронизано одним-единственным желанием — исполнять волю Творца, снискать благоволение в Его очах и удостоиться Его милости.
Наши учителя отыскали это же послание и в лулаве. Само это слово можно прочитать как «Ему сердце» (ло лев). «У пальмы есть лишь одно сердце», — сказали они. Раши комментирует: «У нее не расходится крона, но есть лишь один ствол с льстьями наверху. Так и у народа Израиля есть лишь одно сердце, устремленное к Отцу Небесному». Поэтому же «если кто-то видит во сне лулав, у того все сердце устремлено к Отцу Небесному». Суть в том, чтобы в сердце не было никакой мысли или желания, кроме как во исполнение воли Творца. Даже злое начало должно наполниться желанием совершать угодное Б-гу, и тогда два сердца станут одним.
Некоторые говорят: давайте «укрепим» чистое религиозное образование, примешав к нему посторонние науки и культуру других народов. А мы отвечаем: скрещенный этрог непригоден для заповеди. Оставьте сердца детей чистыми.
Конечно же, все сказанное относится и к нашим собственным сердцам (Майян а-Моэд).
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»