«А теперь запишите себе эту песнь» (31:19). Как известно, есть заповедь написать свиток Торы. Но из всей Торы подчеркивается написание именно песни «Аазину». Однако, поскольку Тору не записывают отдельными отрывками, мы учим отсюда, что нужно написать и весь остальной ее текст вместе с этой главой.
Как известно, есть заповедь изучать Тору. Но среди всего ее текста подчеркивается именно изучение песни «Аазину»: «И обучи ей сынов Израиля, вложи в их уста, чтобы эта песнь была для Меня свидетелем перед сынами Израиля».
Что такого особенного есть в песне Аазину? В ней заключено все! С высочайшей б-жественной мудростью в ней записано все прошлое до дней Моше Рабейну и все будущее до прихода Машиаха. Записано все, что будет в изгнании, и все, что будет при избавлении. Наш учитель Рамбан подводит ее итоги следующим образом:
«Велика эта песнь, ибо в ней есть настоящее, прошлое и будущее. Есть в ней этот мир и есть мир грядущий. На это Писание намекает: “И пришел Моше, и говорил все слова этой песни в уши народу”. То есть он объяснил все ее смыслы. Здесь упомянуто слово “все”, чтобы сообщить, что эта песня включает также все наше будущее. Хотя и мала она по размеру, Моше объяснил евреям многие темы, заключенные в ней».
А затем Рамбан подводит итог:
«Если бы эта песня была написана кем-то из астрологов, от начала предсказавших конец, то стоило бы верить ей, поскольку все ее слова исполнялись до сих пор, и ничего не пропало. Тем более, мы будем верить и от всего сердца ждать слов Всесильного, переданных через Его пророка, верного в доме Его, подобного которому не было перед ним и после него не будет».
Мало того, что в песне Аазину написано в общем виде все, что случится с народом Израиля на протяжении поколений. Там даже есть намеки на то, что случится с каждым человеком в отдельности. Естественно, не каждый может углубиться в изысканиях настолько, чтобы найти себя в этой песне. Для этого нужны великие мудрецы Израиля, гаоны, святые и каббалисты — такие, как наш учитель Рамбан и ему подобные.
Рассказывают, что у святого Рамбана был один ученик, который сбился с пути. Мало того, что он пошел за желаниями сердца, но наглость его превзошла всякие границы, и он предстал перед своим святым учителем в Йом Кипур, держа в зубах кусок свинины. Рамбан посмотрел на него и произнес: «Сегодня — Йом Кипур, Авнер».
На это Авнер ответил: «Знаю, учитель, но я сошел с пути».
Спросил Рамбан: «Думаешь, ты умнее святого Рамбама, величайшего из мудрецов, знающего все науки? Ты умнее Рифа, раби Йосефа Абу Мигаш и прочих мудрецов Израиля? Может, ты умнее самого раби Шимона бар Йохая, пророка Ирмии и Моше Рабейну?»
Авнер сказал: «Нет, конечно! Но однажды я слышал от тебя нечто такое, с чем не мог согласиться. Ты говорил, что на каждого человека есть намек в песне Аазину. Это разозлило меня и заставило взбунтоваться».
Рамбан подтвердил: «Верно, именно так я и сказал. И это правда. Тора б-жественна, вечна, и на все в ней можно отыскать намек, особенно в главе Аазину».
«Тогда, — воскликнул Авнер, — пусть раби скажет мне, где там есть намек на мое имя!»
«В главе Аазину, — ответил Рамбан, — в грозной фразе: “Отброшу их, сотру у людей память о них”. Если взять третью букву каждого из этих слов (אפאיהם אשביתה מאנוש זכרם), получится имя Авнер. Видишь, твое имя здесь есть, и твоя судьба предрешена».
Авнер содрогнулся, а бутерброд со свининой выпал у него из рук, и он спросил: «Раби, а есть ли у меня исправление?»
«Разве ты не слышал, что написано в этом стихе?» — отозвался Рамбан.
Сразу же пошел Авнер, взял лодку и отплыл в море, выбросив весла за борт. Что с ним стало, никто не знает. Наверняка он умер, раскаившись.
Это страшный рассказ. Какой урок мы можем извлечь из него для себя? Даже если мы чего-то не понимаем умом, даже если нам кажется что-то странным, нужно помнить, насколько мы малы и ничтожны. А «Тора Б-жья совершенна, законы Б-жьи истинны, справедливы вместе» (Майян а-Шавуа).
Читайте также тематический обзор главы Аазину.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»