Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Благотворительность и правосудие — врата Торы. Награда за благотворительность — богатство, а награда за правосудие — власть»Виленский Гаон, Совершенная мера, 10
Еврей пришел к праведнику с просьбой о получении кредита. Благословение или проклятие?

«Он будет давать тебе в долг, а ты ему не будешь» (28:64). История о еврее, который пришел к святому праведнику, Магиду из Талны, с просьбой: он хочет расширить свой бизнес, и для этого ему нужен большой кредит. Он подал заявку в банковское учреждение, выдающее в кредит солидные суммы на хороших условиях в случае, когда клиент уверен в возвращении долга и в надежности своего бизнеса. Теперь проводят проверку на его предприятии, чтобы убедиться, что оно твердо стоит на ногах. Он просит благословения раби, чтобы проверяющие получили хорошие впечатления, и кредит был одобрен.

Еврей закончил свою речь, и воцарилось молчание.

Поскольку тишину ничто не нарушало, он наклонился поближе к праведнику и повторил свою просьбу: «Раби, благословите меня, чтобы я получил кредит».

Праведник увидел, что намеков этот человек не понимает, и сказал: «Я всегда проявлял осторожность, чтобы не проклинать ни одного еврея. Я готов давать лишь благословения».

«Конечно, раби, — взволновался его собеседник, — я как раз и хочу благословения!»

«Нет, ты хочешь проклятия, — возразил раби, — а я не проклинаю! Это написанное прямым текстом проклятие в страшном увещевании: “Он будет давать тебе в долг, а ты ему не будешь”. Если же ты хотел благословения, о нем говорится в Торе в другом месте: “Ибо Б-г Всесильный благословил тебя, как и говорил тебе, и будешь одалживать многим народам, а сам не будешь брать в долг”».

Посетитель стоял в растерянности и не мог прийти в себя. Праведник же обратился к нему утешающим голосом: «Если уж хочешь благословения, напротив — попроси, чтобы оно снизошло на твой бизнес, и чтобы ты сумел увеличить его, не влезая в долги. Кредиты — это проклятие из Торы. Порабощение будущего ради настоящего. “Раб должник перед человеком одалживающим” (Мишлей 22:7)».

В письмах Хазон Иша (ч. 1, письмо 20) дается список наставлений для ученика ешивы. Их всего шесть, но в них заключен целый мир — ключи к возвышению и успеху. Одно из наставлений гласит: «Тщательно остерегаться, чтобы ни у кого не брать в долг деньги».

Кто бы мог подумать, что в двадцать первом веке рабство заново вернется? Немногочисленные господа, упрямые и бессердечные, будут жестоко эксплуатировать толпы прикованных рабов. А самое шокирующее — что массы сами бегут подставить свою шею под бремя рабства и ноги свои вставить в кандалы. Они превращаются в рабов для компаний-кредиторов, обязуются выплачивать проценты с кредитов. И становится еще страшнее от того, что они могли бы при небольшом усилии вырваться из этой ситуации, приняв твердое решение: заплатить старые долги и начать экономить ради будущих покупок. Вместо того, чтобы платить проценты банку, страдать и беспокоиться, можно ходить словно дети царей и покупать все наличными.

Это звучит как несбыточная мечта.

Но почему? Зачем всегда расплачиваться задним числом, когда можно экономить на будущее? Мы похожи на того простака из притчи. Его хозяин привязал к столбу веревку и приказал ему держаться за другой ее конец, сказав ему: «Ты теперь привязан к столбу, не двигайся…»

Если задуматься, кажется, что это добровольное порабощение самих себя превратилось в устойчивое мировоззрение, в образ жизни. Его суть — брать в долг, не делая расчетов, растрачивать средства сегодня, соглашаясь на рабство в будущем. И так во всех сферах жизни: черпаем сверх меры из колодцев, приводя к их засыханию. Подземные воды загрязняем ядовитыми отходами. То же самое — в политике и в сфере безопасности. Чтобы достичь сиюминутного успокоения или кратковременной славы, люди готовы расставаться с жизненно важными ценностями. И так часто бывает в сфере воспитания: иногда родители ослеплены роскошным зданием или близостью школы к месту жительства. Туда они отправляют самое драгоценное, что у них есть, — своих детей, не думая при этом о долгосрочном вреде, который будет нанесен им из-за жестокости или распущенности, нарушения дисциплины, пренебрежительного отношения к родителям. Все эти недуги характерны для воспитания, оторванного от традиционных корней.

А теперь вернемся к нам. День суда уже приближается. Что же это такое, как не день расплаты? Это можно уподобить человеку, который взял кредит в банке, обязался делать выплаты и оставил в залог свою квартиру. Взятые в банке деньги он израсходовал, а выплаты сделать не смог. Предупреждения он игнорировал. Что остается? Приходится выгонять его из квартиры. К кому он может пойти с претензиями? Только к самому себе.

О чем здесь говорится? Человек совершил грех, желая насладиться. Насладился — пусть хотя бы начнет постоянно «выплачивать» долг, исполнять заповеди, чтобы положить их на вторую чашу весов и уравновесить чашу греха. Срок приближается, и вот уже трубят в шофар — посылают предупреждения. Если он проигнорирует это, у него начнут что-то отнимать — или имущество, или здоровье, не дай Б-г. К кому он после этого пойдет с претензией?

Этот пример вполне соответствует реальности, но с одним отличием: здесь «Управляющий банка» склонен к милосердию и хочет сделать добро. Он готов стереть долг, но с одним условием: человек должен твердо пообещать не влезать больше в долги. Пусть по крайней мере постарается…

«Что есть тшува? Это когда грешник прекращает грешить, устраняет грех из мыслей и решает больше его не повторять, сожалеет о прошлом, и Знающий тайное свидетельствует о нем, что он больше не вернется к этому греху никогда» (Рамбам, Тшува 2:2).

Тогда долг стирается, и остаются только заповеди. А с какой улыбкой встречают того, у кого положительный счет в банке… (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Хотим дать ребенку еврейское имя, но столкнулись с непониманием родственников…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

30 апреля, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше