«И принесли дочери Цлафхада» (27:1). Дочери Цлафхада предстали перед Моше Рабейну и попросили, чтобы имя их отца не исчезло, и чтобы его наследство перешло к ним. И Всевышний согласился с ними: «Верно дочери Цлафхада говорят» — правда на их стороне.
Давайте выучим из Танаха о достоинстве дочери Израиля и о том, что она — дочь Царя царей над царями.
В книге Шмуэля (1, 17:51) рассказывается о сражении Давида с Гольятом: «И побежал Давид и встал возле филистимлянина, и взял меч, и вытащил его из ножен, и простер его, и отсек ему голову, и увидели филистимляне, что умер их герой, и убежали».
Возникает вопрос: зачем было пророку рассказывать, что Давид вытащил меч Гольята из ножен? На первый взгляд, это совершенно незначительная деталь. Очевидно, что для использования меч нужно сначала вытащить. И стоило ли об этом говорить?
Ответить на это можно с помощью высказывания наших мудрецов, приведенных в комментарии «Кли Якар». Там объясняется, что меч Гольята отказывался выходить из ножен после того, как его хозяин пал от попадания камня из пращи. Давид немало напрягался, чтобы вытащить его, и когда увидел, что это ему не удается, то обратился к «человеку, облаченному в кольчугу», шедшему перед Гольятом, и попросил достать меч для него.
Тот человек ответил: «Я готов это сделать, но при одном условии: когда я пройду гиюр, ты дашь мне еврейку в жены». Давид согласился. Этот человек действительно принял иудаизм. Его звали Урия а-Хетти.
Этот поступок вызвал обвинение свыше против Давида. На Небесах сказали: «Разве можешь ты торговать дочерью Израиля?! Знай же, что свое ты отдаешь ему!» В тот момент свыше было постановлено, что Бат-Шева станет женой Урии. Та самая Бат-Шева, праведная мать царя Шломо, была изначально предназначена быть женой Давида, но была передана Урии — Давид потерял то, что принадлежало ему.
Все это очень удивительно. В тот момент стоял вопрос жизни и смерти, шла война. Благодаря отсечению головы Гольята филистимляне испугались и сбежали. В чем же состояло преступление Давида, решившего в виду большой опасности отдать еврейку замуж за будущего гера? Тем более, речь ведь идет о настоящем гере, который принял иудаизм по доброй воле. Здесь не было никакого запрета.
Ответ в том, что если бы нееврей потребовал от Давида отдать ему в жены дочь Шауля, тот подумал бы как следует и не спешил соглашаться. Ведь нельзя же так быстро соглашаться на такое жесткое условие — отдать дочь царя за вчерашнего оруженосца Гольята! Как вообще можно такое представить?!!
Обвинение против Давида заключалось в том, что не только дочь Шауля считается царской дочерью. То же самое нужно чувствовать в отношении любой еврейки, какой бы она ни была. Еврейка — царская дочь. И не просто царская, а дочь Царя царей над царями. Как можно использовать ее как разменную монету и как товар на рынке?! (Бархи Нафши)
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Захария Матитьяу
Рав Овадья Климовский
Я, хоть и верю в это, не могу объяснить хорошо...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Захария Матитьяу
Природа — сокрытие чуда
Рав Моше Пантелят
Рав Реувен Куклин
Это не гордость?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Захария Матитьяу
Чудо и проблема первопричины
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Переводчик Виктория Ходосевич
Однажды утром доктор Гольдберг ехал на работу на своей машине и ему почему-то пришло в голову для разнообразия изменить маршрут и проехать по скоростному шоссе, которого он обычно избегал.