Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кто мудр — тот, кто учится у каждого человека»Пиркей Авот 5
У каждого колена было свое знамя — иного цвета, чем знамена других колен, со своим гербом

«Каждый при знамени своем» (Бэмидбар 2, 2). Рассказывают, что один человек пришел к раву Моше-Хаиму Клейнману из Бриска, автору книги «Ор йешарим», и сказал: «Всевышний подарил мне сына милого и обходительного и дал мне заповедь воспитывать его и заботиться о его будущем. И мы знаем, что отец обязан обучить сына Торе, ремеслу и женить (Кидушин 29а). Прошу рава научить меня, каковы этапы воспитания, как продвигаться постепенно».

Ответил раввин:

Мы узнаем об этом из того порядка, в котором следуют друг за другом книги Пятикнижия. Внимай и слушай. Первая книга Торы — Берешит, там говорится о праотцах, иа то, что было с праотцами, будет и с их потомками. Первый человек был наказан за свой грех, поколение Потопа — за то, что извратило путь свой на земле, а жители Сдома — за свою греховность. Любовь наших святых праотцов к Всевышнему, их праведность, которая и была их наградой — таковы должны быть первые святые годы, они существуют для приобретения добрых свойств: любви к милосердию, трепета перед возмездием. Здесь особенно важен личный пример: «Дела отцов — знак для детей».

Следующая книга Торы — Шмот. Там говорится о даровании Торы и строительстве Мишкана (переносного Храма) для служения Всевышнему. Затем идет книга Ваикра, в ней говорится о жертвоприношениях, в соответствии с которыми позже были установлены молитвы. Это годы учебе в ешиве, когда мальчик учит Тору и продвигается в служении Всевышнему и в молитве, создает прочную основу для всей последующей жизни.

Только после этого идет книга Бэмидбар, где рассказано о передвижении евреев в пустыне. Они разбивали лагерь вокруг Мишкана, а во время переходов Ковчег Завета шел перед ними и выпрямлял их путь. Это значит: пропитание должно быть освящено Торой и, насколько возможно, связано с ней, с ее атмосферой.

И последняя книга Пятикнижия — Дварим. Это подведение итогов, возраст зрелости, когда есть возможность исправлять ошибки и идти вперед…

В нашем недельном разделе сказано, что у каждого колена было свое знамя — иного цвета, чем знамена других колен, со своим гербом. Потому что каждое колено имело особые свойства, черты, способности. По этой же причине каждое колено получило отдельное благословение, которое помогало ему максимально реализовать именно его возможности. Колено Ашера обрабатывало свою землю, а Зевулун добывал пропитание, плавая за море. Колено Шимона было сильно в воспитании, а Иссахара — в преподавании Закона. Гад был благословен мужеством, а Йеуда — властью. Это различные секторы общества, каждый максимально реализует свои таланты и возможности. Использует дары Создателя, чтобы преуспевать в своей области. Что объединяет все колена, что общего у всех этих секторов?

Тора отвечает на это: хотя каждое колено разбивает свой лагерь отдельно, в определенном ему месте, «каждый при знамени своем со значками отчего дома их да стоят сыны Израиля станом; поодаль от шатра соборного стоять им станом вокруг». Все лагеря обращены к общему центру — Мишкану, месту служения Всевышнему, к Ковчегу Завета, где находятся Тора и Скрижали! Это и есть «засов срединный» (Шмот 36, 33), то, что объединяет. Это центр и серединная линия, ось, вокруг которой «обращается» народ. Без этого они — разрозненные племена, фрагменты, утратившие связь между собой…

И это подобно строению человека: в его теле двенадцать основных органов (Маараль), и у него двенадцать основных свойств (Кдушат Леви). У каждого органа свое предназначение, свои свойства и работа. У каждого из них определенное место. В конечном счете — «Тора дана была не ангелам служения». Мы — люди и обязаны есть, пить и спать, работать ради пропитания и добывать свой хлеб — нам заповедано это делать, и за всё это мы получим награду. При одном условии — что у каждого действия и свойства будет свое место, как у каждого колена Израиля в стане. Как сказал Коэлет (3, 1): «Всему свое время, и свой срок всякой вещи под Небесами». И еще: «от шатра соборного стоять им станом вокруг» — мы должны знать, что есть ось, вокруг которой вращается все, центр, к которому все обращено: центр нашей жизни, ось, вокруг которой эта жизнь вращается! Мы должны знать, что всё — кожура, скрывающая истинный плод: сосредоточенную молитву, свет Торы и радость субботы (Маайан а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Хотим дать ребенку еврейское имя, но столкнулись с непониманием родственников…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

30 апреля, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше