Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Вот законы, которые ты положишь перед ними» (21:1). Одним из выдающихся мудрецов еврейской мысли и нравственности в недавнем прошлом — духовным гигантом, которого рав Деслер увенчал титулом «самый глубокомысленный в нашем поколении», — был раби Йерухам из Мира. В одной из своих статей он говорит о коротком мидраше, относящемся к нашей недельной главе, и освещает его по-новому — так что это может произвести переворот в наших взглядах на собственный образ жизни.

Мидраш говорит, что еще до дарования Торы была записана глава о судьях. Итро приехал и увидел, что Моше в одиночку судит народ. Он предложил разветвленную судебную систему — десятников, пятидесятников, сотников и тысячников. А на вершине пирамиды должен был оказаться сам Моше. Вслед за этим была написана глава о даровании Торы, а после нее — наша глава, излагающая имущественные законы, действующие между людьми, и порядки судопроизводства.

Далее Мидраш говорит (Шмот Раба 30:3): Чему это подобно? Царице, которая проходила по дороге. Почетный караул шел впереди и позади нее, а она — посередине. Так и Тора: законы до нее, законы после нее, а она — посередине. Дарование Торы описано между двумя разделами, повествующими о судьях и законах.

Давайте остановимся на секунду и задумаемся: что Мидраш хочет сказать? Важность чего хочет подчеркнуть? Очевидно, важность суда и правосудия. Ведь это одна из основ мира: «На трех вещах держится мир (олам): на суде, на истине и на мирных отношениях (шалом)». Рассмотрев их, мы увидим, что они взаимосвязаны: честная система правосудия опирается на истину и приводит к миру. Каждый знает границы дозволенного, а в случае конфликта вмешивается судья и выносит правильный приговор.

Все это верно само по себе, но не это имел в виду Мидраш.

Раби Йерухам, «самый глубокомысленный», размышляет и спрашивает: разве конвой и сопровождение являются главными? Конечно, нет! Главная — царица, а сопровождение лишь следит за тем, чтобы она не пострадала.

В таком случае мы должны разобраться: кто же главный? Что это за царица? Это Тора! А что в ней главное? «Учение милосердия» (Мишлей 31:27). Гмара говорит о ней (Сота 14 а): «У Торы начало — благотворительность и конец — благотворительность». «Большая часть заповедей Торы — радовать людей». Главное — это милосердие, но нужно установить и принципы для решения конфликтов. Вот почему Торе был дан «почетный караул» из законов о вреде и имущественных спорах. Но это лишь упаковка для подарка, хранящегося внутри (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Хотим дать ребенку еврейское имя, но столкнулись с непониманием родственников…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

30 апреля, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше