«Красны глаза от вина и белы зубы от молока» (49:12). В Гмаре приводится следующее (Ктубот 111 б): «Сказал раби Йоханан: Показывающий другому белые зубы (т. е. улыбающийся ему) лучше, чем дающий ему испить молока, как сказано: “Белы зубы от молока” (можно перевести как “белые зубы [лучше] молока”».
Вам знакомы автоматы с напитками, установленные в общественных местах? Повсюду, где пересыхает горло бегущих по жизни, для них стоят автоматы, предлагая чашку горячего чая или, напротив, банку с охлажденным лимонадом. Нет смысла напоминать, что такая услуга связана с платой за каждую порцию.
Давайте представим, что вы встретили человека, готового запустить на благо общества такой автомат бесплатно. Наверняка вы решите, что это выдающийся благотворитель и меценат. Но также вполне возможно, что много таких людей вращается среди нас, и их милосердие еще больше… Вам, конечно, не терпится узнать, кто же это такие.
В процитированной выше фразе сказано, что улыбка — любая улыбка! — поднимает настроение лучше, чем стакан холодного молока в знойный день. Она согревает сердце лучше, чем стакан водки на морозе. Есть известная поговорка: «Улыбка не стоит денег, но ценится на вес золота».
В Гмаре приводится следующее (Бава Батра 9 б): «Сказал раби Ицхак: Дающий монету нищему получает шесть благословений, а тот, кто ободряет его словами, — одиннадцать». Тосафот поясняют: «Хотя ободряющий и не дает ничего, все равно получает одиннадцать благословений». Отсюда видно, что с определенной точки зрения ободрять и улыбаться ближнему важнее, чем давать ему деньги. Ведь тот, кто помогает словами и душевным светом, возвышает дух ближнего, а дающий деньги поддерживает лишь тело.
Нередко бывает, что человек идет в мрачном расположении духа, а ему навстречу шагает знакомый и хвалит его или делает ему какой-то комплимент. И человек, бывший до последнего мгновения униженным, сломленным и печальным, преображается и наполняется счастьем.
Это справедливо и для рабочего коллектива, и для ешивы и общества учащихся. Наши мудрецы говорят (Санедрин 24 а), что в стране Израиля учащиеся делают друг для друга Алаху приятнее и мягки друг с другом, как масло. Даже когда они спорят и расходятся во мнениях, они все равно исполняют принцип (Зхария 8:19): «Истину и мир любят».
«Большинство заповедей Торы — радовать людей», — написал Виленский Гаон (в письме «Алим ле-Труфа»). Гмара говорит (Сота 4 а): «Начало Торы — благотворительность, и конец — благотворительность». Саба из Кельма объяснял это так (Даат Хохма у-Мусар, ч. 1, 56): если какая-то книга начинается с определенной темы и ею же и заканчивается, значит эта тема — центральная в ней (Оцротейну).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»